Как родилась идея создания «Музея Мозга», и кто его придумал?
Идея создания Музея Мозга принадлежит нейробиологу Илье Мартынову и продюсеру Родиону Иродионову. Сейчас наша команда состоит из четырех человек, которые постоянно занимаются проектом: меня, Ильи Мартынова, Родиона Иродионова и Артема Сабитова – нашего учредителя. Изначально ребята делали такие мероприятия, как оупэнмайнды* и «День Мозга» в Санкт-Петербурге. Потом Родиону пришла идея, что было бы здорово сделать стационарный проект о том, как работает наш мозг. Так родилась идея выставки «Мозг: вселенная внутри нас». А название Музея Мозга пришло «из народа». Когда мы открылись, один из первых посетителей оставил в посте о посещении хэштег #музеймозга, и мы подумали, что это прекрасное название. Сейчас мы называемся «Интерактивный Музей Мозга», потому что находимся на стыке сфер образования и развлечения.
* В переводе с английского «open mind» – «открытый разум». Выражение означает открытость к новому, восприимчивость, непредвзятость, пластичное мышление и гибкость сознания.
Какова концепция музея?
Наш слоган звучит так: «Полезное развлечение для всей семьи». Концепция музея заключается в том, чтобы в интерактивной нескучной форме рассказать об основных законах работы человеческого мозга и сделать это при помощи ощущений. Наша программа построена таким образом, чтобы гости музея через тактильное, визуальное и аудиальное восприятие могли узнать и прочувствовать, как работает наш мозг. Для групповых школьных посещений у нас есть отдельный продукт – лекции. Они разбиты по возрастным категориям и каждой группе детей мы за полчаса рассказываем о работе мозга доступным языком. Мы бы хотели, чтобы детки с самых ранних лет знали основные принципы работы этого важнейшего органа.
Трасса с машинками
Какие экскурсионные программы проводятся в музее, есть ли детские программы?
В музеях Петербурга и Москвы работает единая программа, ориентированная на школьников всех возрастов. В Петербурге реализуется программа с 1 по 11 классы, а в Москве мы пока что проводим экскурсии для школьников с 4 по 11 классы. У нас есть экскурсионные программы «Мозг и память», «Мозг и внимание». Есть и специфические программы, интересные для старшеклассников. Например, «Мозг Билли Миллигана» – о человеке, в котором уживалось 24 личности. Для каждого возраста мы подбираем свой тип подачи контента: школьники младшего возраста хорошо реагируют на интерактив, старшеклассников больше интересует информация. Взрослые тоже могут заказать групповую экскурсию. Если вы приходите как обычный посетитель, вы посещаете музей самостоятельно, но в зоне нейроинтерфейсов вам помогает куратор. Нейроинтерфейсы – это гаджеты, которые считывают ритмы мозга. С их помощью можно силой концентрации погонять машинки на трассе, поиграть в ментальный футбол и управлять роботами-пауками. На вас надевается специальный шлем-ленточка, и нейроинтерфейс считывает бета-ритмы вашего мозга. Если вы концентрируетесь, то паучок быстро бегает, если слабо концентрируетесь, то паучок бегает медленнее и совсем ничего не происходит, если вы не концентрируетесь.
Роботы-пауки – важная часть интерактивной программы в зоне нейроинтерфейсов
Каким образом в экспозицию музея интегрированы новшества и интерактивные технологии?
В первую очередь мы показываем людям принципы работы нейроинтерфейсов. Все знают о Neuralink Илона Маска*, и всем очень интересно, как это работает, поэтому мы на самой первой ступенечке показываем, как даже с черепа можно узнать что-то о вашем мозге. Нейроинтерфейс выглядит как ленточка с электродами, которая надевается на голову. Принцип работы нейроинтерфейса сравним с электроэнцефалографией (ЭЭГ), но разница в том, что в процессе считываются конкретные импульсы с лобных долей. Нейроинтерфейс обрабатывает входящую информацию и с помощью алгоритма включает или не включает моторчик, например, на роботе-пауке. Кстати, один из наших соучредителей, Илья Мартынов, был научным руководителем «Центра Развития Мозга», работающего по всей стране. Они с коллегами применяли технологию нейроинтерфейсов для помощи деткам с СДВГ (ADHD)*. У них были интересные программы, которые улучшали некоторые аспекты внимания.
* Neuralink – американская нейротехнологическая компания, основанная изобретателем, инженером, бизнесменом и миллиардером Илоном Маском, планирующая заниматься разработкой и производством имплантируемых нейрокомпьютерных интерфейсов. 28 января 2024 года первый человек получил имплант от Neuralink и хорошо восстанавливается.
* Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.
В интерактивной зоне много интересного!
Поделитесь планами музея на будущее?
Петербургский музей работает уже 6 лет, московский музей пока работает 7 месяцев. Мы бы хотели открывать другие музеи и стремимся к этому, но пока ищем возможности. Наша миссия – рассказать, как работает мозг большему количеству людей, поэтому будем стараться.