28 июня 2024 г.
0
0
195

Выставка "Игрушки на ветвях сидят"

Нравится Нравится
Поделиться

С начала XIX века в деревне Хлуднево Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области), откуда и пошло название промысла, лепили из глины игрушку.

Ярморочные площади оглашались разноголосым пронзительным свистом ребятишек, свистевших в глиняные коньки, петушки и другие диковинные по форме игрушки-свистульки. Тематика хлудневской игрушки имеет глубокие корни, которые таятся в древних славянских культах.

Как появилась хлудневская игрушка достоверного ответа нет. Устная народная традиция связывает изготовление игрушки с появлением здесь в XIX века нескольких крестьянских семей, выигранных местным помещиком в карты, они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, быстро привившееся здесь, благодаря запасам хорошей глины.

Калужский краевед Н.М. Маслов, оставивший описание хлудневской игрушки, изготовленной в конце XIX – начале XX веков, и не сохранившейся до наших дней, связывает производство игрушки с древними народными праздниками “Ярилками”, широко распространенными в Калужском крае. Приуроченность хлудневской игрушки к этому празднику, посвященному языческому богу Яриле, который постепенно трансформировался из календарного народного обряда в ярмарочные гулянья, как и разнохарактерный состав игрушек, свидетельствуют о различных этапах её становления.

Изготовление Хлудневской игрушки шло как дополнение к производству глиняной посуды. Мужчины добывали и обрабатывали глину, вытягивали из нее различные сосуды. Женщины создавали фигурки из глины различных направлений: обрядовые и обереговые, игральные и хозяйственно-бытовые. На ярмарках эти изделия распространялись по ближайшим крупным селениям: Жиздра, Сухиничи, Брянск, Людиново и Дятьково.

Невыделенная, не обособившаяся от гончарного промысла в целом, не ставшая предметом собственно художественного творчества калужская глиняная игрушка не экспонировалась на первых выставках игрушки в России (1890 г., 1909 г.) и оставалась самобытной и народной. Знания и умения по созданию хлудневской игрушки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. В периоды народных волнений и воин изготовление игрушки было приостановлено.

В середине ХХ века хлудневский промысел прогремел на всю страну. Это событие является важной частью истории развития глиняной игрушки. Со временем широко развились транспортные пути и торговые обороты. Хлудневская игрушка стала распространяться на дальние расстояния. Стало уделяться большое внимание изучению родного края, его истории и культуры. Большой вклад в распространение игрушки внесли в 1987 году А.Н. Фрумкин и Д.П. Дундукова, заведующая музейным сектором «Дома мастеров». При её участии были организованы выставки и экспозиции произведений мастериц разных поколений и семейных династий, история Хлудневской игрушки описана в работе Г. Блинова «Хлудневские сопелки-грематушки».

Традиционная палитра хлудневских игрушек включает в себя четыре основных цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.

Сначала применялись минеральные красители, различные глины-ангобы, смешанные с яйцом и молоком. Чаще всего использовали краски, добытые из цветов и растений:
Оранжевая – из молочая, зверобоя; Светло-жёлтая – из цветов ромашки; Жёлтая – из гречихи, шелухи лука; Тёмно-синяя – из васильков; Зелёная – из черной ржи.

Первоначально роспись осуществлялась соломинками, палочками. В XIX веке стали использовать анилиновые красители – фуксин, а наносили краску уже перьями и кисточками. В целом орнаментальные мотивы, солярные знаки (символы Солнца) и знаки плодородия восходят к древнему славянскому орнаментальному комплексу.

Только в хлудневском игрушечном промысле встречается загадочный образ Рогаля. Рогаль – мифическое существо, похожее на чёртика. Нет точного смысла и значения данного персонажа. В народном хлудневском представлении Рогаль – это образ некой силы, домового, живущего в доме за печью, помогающий в домашнем быту. В хлудневском игрушечном творчестве можно встретить фигурки Рогаля с птицей в руках или в игрушке, где баба держит его на руках как ребёнка. Иногда среди глиняных игрушек можно встретить образ Рогаля как животного.

Свистульки были самым популярным товаром на ярмарках и предназначались для детей. Свистульки различали по количеству ножек: без ножек и на двух ножках. В большей массе создавали эти игрушки вальковой формы (без ножек), их нельзя было поставить на какую-либо поверхность и сложно было использовать в игре. Свистухи посложнее, с двумя ножками, их уже можно было ставить на поверхность как фигурки и использовать в композиционных играх с несколькими другими подобными игрушками. Были и гудухи – большие свистки с низким тоном. Головки свистулек имеют тенденцию к оборотничеству: в одном ракурсе это птичка с поднятыми крыльями, в другом она превращается в голову рогатого животного, а в третьем – в цветок. Свистульки на ярмарках могли продавать мастера, имеющие на это разрешение, а у многих хлудневских мастериц его не было и быстро убирать свистульки было удобнее, чем композиции.
В хлудневской глиняной игрушке представлено множество различных птиц – петух, курица, утка, жаворонок, кукушка, соловей, гусь, голубь. Они встречаются и как отдельные игрушки (свистульки), и в сюжетных образах (древо жизни с птицами, баба с птицей в руках и т.п.). Существовало поверье, что душа (особенно женская) могла быть птицей. Русские люди верили, что под влиянием потрясения или колдовства девушка (или молодая женщина) может на время переродиться в птицу. При помощи свиста птицы-свистульки люди отгоняли злых духов. Большие образы петухов украшали подоконники в домах.

В хлудневской игрушке часто встречаются растительные мотивы: цветы, листочки, ветви, деревья. Отдельного внимания заслуживает образ дерева. Среди работ мастериц можно было выделить несколько видов: один из вариантов дерева имеет ноги, другой вариант представляет из себя образ бабы, на голове у которой помещается птичье гнездо, а в третьем — верх дерева представляет собой голову бабы-чародейки, а также натуроподобные — с длинными, торчащими во все стороны ветвями-листьями.

Фигурки деревьев отличались так же по способу распределения элементов:
Дерево-карусель – элементы распределялись по всей поверхности игрушки, по спирали, что делало каждую сторону фигурки лицевой. Условно в таких игрушках лицевая сторона условно обозначалась направлением головы сидящего наверху животного.

Двумерные, где весь изобразительный ряд разворачивался в одной плоскости, и скульптура имела одну главную лицевую сторону, обращенную к зрителю.

Образную трактовку игрушкам-деревьям даёт Д.П. Дундукова:
«Дерево у Марии Васильевны Самошенковой вместило в себя все стихии: космос — наверху сидит «чаровница» (баба с чаркой) и посылает на землю дождь. Пониже — воздух — птицы в гнёздах. А внизу, у корней дерева, — земля — медведь сидит да на гармошке играет.»

Но, по мнению А.Н. Фрумкина, образы дерева и бабы-дерева в хлудневской глиняной игрушке сформировались относительно недавно — в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Отражение в них мирового древа связано очевидно с традиционными росписями, вышивками и устным фолклором, непосредственно восходящим к архаичным корням русского язычества.

Техника и тонкости создания игрушки

Для игрушки использовалась местная синяя глина. Добывали её в глубоких глиняных колодцах, которые копали зимой. В период оттепели и летом колодцы затапливало водой. Заготавливали глину, чтобы хватило до следующей зимы. Глина вымораживалась, отлёживалась, перемешивалась. Перед работой каждый кусочек синей глины разминался руками мастера. В послевоенное время производство хлудневской игрушки было затруднено. Женщины не могли копать колодцы, а трудоспособных мужчин не хватало. Большая часть горнов для обжига была разрушена. Но создание маленьких свистулек продолжалось. Глину стали добывать в местах, где она выходила на поверхность. В отличие от глины, добытой в глубоком колодце, в этой были не только камушки и корешки, но и вкрапления известняка, что влияло на пластичность сырья и прочность готовой работы. В этот период времени глина набиралась в малых количествах и не отлёживалась, а сразу шла в работу.

Второй этап – лепка. Синюю глину разминали, убирая примеси и выгоняя пузырьки воздуха. Примазка длинных колбасок или валиков из свежей глины. Такие валики накладывались на поверхность ещё сырых игрушек, слегка вдавливались и уплощались, становясь похожими на ленты. Концы этих лент примазывались мокрыми пальцами к поверхности игрушки. Такие детали, как правило, формировали элементы фигурки: детали головного убора, пояс, воротник и т.п. Таким же способом примазывался шарик из глины, который превращался в лепёшку при надавливании. Таким образом формировали пуговицы, пряжку пояса, серьги и т.д. В последнюю очередь на подсыхающей глине делали проколы. Ими намечались глаза, ноздри на лицах людей и животных, отвороты одежды, ожерелье и т.п. Слепленная игрушка несколько дней высыхала на свежем воздухе, и только после этого её можно было отправить в печь.

Следующий этап создания игрушки — это обжиг. На обжиг собирали большие партии игрушек и закладывали в земляные горны, где игрушка обжигалась при высокой температуре порядка 3-4 часов. В послевоенное время игрушку стали обжигать в маленьких самодельных “горнушках”, небольшими партиями. Изделия помещались внутрь самодельного горна и прикрывались сверху небольшими черепками от старой посуды. Процесс обжига начинался с разогрева. Сперва зажигали щепки, потом жгли небольшие поленца. Хорошо разогрев изделия в горн закладывали крупные дрова. Обжиг требовал постоянного внимания мастера. Если изделие пережигали или задымляли, то оно приобретало серый или желтоватый цвет. В этом случае поверхности игрушек белили и приступали к росписи.

Изначально расписывали игрушки куриными пёрышками или размоченными деревянными палочками. Позже стали использовать кисточки. Из красок мастера предпочитали красители для ткани, фуксин. Позже стали применять акварель, но не любили гуашь. Основой красок служило куриное яйцо. Для замешивания использовали глиняные черепки. Партию игрушек выставляли в ряд и по очереди наносили краски сначала одного цвета, затем другого и так далее. Выделяли значимые элементы изделия: морду, уши, рога зверя; гребень, клюв, хвост и крылья птицы; кисти рук, контуры и элементы одежды у людей.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 0

Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город