22 июня 2023 г.
1
4
117

Борис Смелов и им лично захваченная в объектив красотища

Нравится Нравится
Поделиться

Борис Смелов ещё при жизни стал легендой петербургской фотографии, значимой фигурой неофициального искусства, а созданный им непарадный мистический образ города на Неве сравнивают с поэзией Бродского.

Бориса Смелова правдиво можно назвать фланером - человеком гуляющим по городу без цели, фланирующим по улицам, но не бездействующим, а находящимся в состоянии сосредоточенного внимательного наблюдения, как за своими чувствами, так и за окружающим его городом. 

«В моей фотографии город занимает доминирующее место, хотя в последнее время, чтобы оживить его (и только поэтому), я все больше внимания уделяю людям в городе - признается Смелов. - Снимаю в инфракрасном свете на специальную пленку. Прежде я снимал на высокочувствительных эмульсиях с красным фильтром, чтобы достичь некоего драматизма, сгущенности, концентрации Петербурга. Инфракрасная пленка восхитила меня тем, что она дает некое новое качество и совершенно иной графический эффект. Съемка на инфракрасную пленку помогает мне подчеркивать некий космизм города, его объектов, эпичность, значительность, трагизм. А снимки, сделанные на обыкновенную пленку в туманную погоду,  учитывая ограничение или отсутствие задних планов, по сути, только передним планом и этой нежной жемчужной серостью подчеркивают некий локализованный лиризм. Но я должен сказать, что и в том, и в другом случае в моих фотографиях превалирует романтический подход».

Тонкое лиричное мироощущение фотографа, его отношение к жизни, внутренняя культура не менее важны, чем объектив и плёнка. И та призма, через которую автор смотрит на мир пропуская его через себя воспитывает вкус к определенного вида эстетики. Эстетики непарадного, грандиозного, вневременного, таинственного, на грани реальности и сновидений, Петербурга.

Поэтому Смелов, с его любовью к философии Достоевского, музыке Моцарта, ориентацией на поэтичность фотографии, но сохраняя верность фотомастерству, запечатлевает окутанные тайной фрагменты жизни, он убирает исторический контекст, создавая новую, интуитивно считываемую историю, будь то трогательные портреты людей, темные буйные волны Невы захватывающие город или светлый голубь слетающий с парапета крыши, невесомый как образ святого духа или туманный Летний сад с замерзшими скульптурами или аскетичные и поэтичные бытовые натюрморты.

«Ты хочешь, чтобы и солнце и луна, и наводнение и снег, - и все это в одном кадре??? Но ведь это конец света?» -  спрашивает Б.Смелова его ученица Мария Снегиревская. «Да» - отвечает фотограф.

На сегодняшний день работы Бориса Ивановича Смелова хранятся в коллекциях: 

UNESCO

Corcoran Gallery, Washington

Rapho, Paris, France

Zimmerli Art Museum, USA

Museum of Contemporary Photography (MoCP), Chicago

Московский музей современного искусства (ММСИ), Москва

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург

Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 1

Мария
Еще бы в статье пару кадров его «красотищи» вставили-было бы здорово)))
12 октября 2023 г.
Ответить
Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город