Борис Смелов ещё при жизни стал легендой петербургской фотографии, значимой фигурой неофициального искусства, а созданный им непарадный мистический образ города на Неве сравнивают с поэзией Бродского.
Бориса Смелова правдиво можно назвать фланером - человеком гуляющим по городу без цели, фланирующим по улицам, но не бездействующим, а находящимся в состоянии сосредоточенного внимательного наблюдения, как за своими чувствами, так и за окружающим его городом.
«В моей фотографии город занимает доминирующее место, хотя в последнее время, чтобы оживить его (и только поэтому), я все больше внимания уделяю людям в городе - признается Смелов. - Снимаю в инфракрасном свете на специальную пленку. Прежде я снимал на высокочувствительных эмульсиях с красным фильтром, чтобы достичь некоего драматизма, сгущенности, концентрации Петербурга. Инфракрасная пленка восхитила меня тем, что она дает некое новое качество и совершенно иной графический эффект. Съемка на инфракрасную пленку помогает мне подчеркивать некий космизм города, его объектов, эпичность, значительность, трагизм. А снимки, сделанные на обыкновенную пленку в туманную погоду, учитывая ограничение или отсутствие задних планов, по сути, только передним планом и этой нежной жемчужной серостью подчеркивают некий локализованный лиризм. Но я должен сказать, что и в том, и в другом случае в моих фотографиях превалирует романтический подход».
Борис Смелов. Вид во двор, 1975 год.
Борис Смелов. Любитель кислого, 1975 год.
Борис Смелов. Голубь, 1975 год.
Борис Смелов. Аполлон с пауком, 1978 год.
Борис Смелов. Натюрморт.
Борис Смелов. У гаражей, 1980-е.
Борис Смелов. Весенняя охота на лягушек, 1995 год.
Тонкое лиричное мироощущение фотографа, его отношение к жизни, внутренняя культура не менее важны, чем объектив и плёнка. И та призма, через которую автор смотрит на мир пропуская его через себя воспитывает вкус к определенного вида эстетики. Эстетики непарадного, грандиозного, вневременного, таинственного, на грани реальности и сновидений, Петербурга.
Поэтому Смелов, с его любовью к философии Достоевского, музыке Моцарта, ориентацией на поэтичность фотографии, но сохраняя верность фотомастерству, запечатлевает окутанные тайной фрагменты жизни, он убирает исторический контекст, создавая новую, интуитивно считываемую историю, будь то трогательные портреты людей, темные буйные волны Невы захватывающие город или светлый голубь слетающий с парапета крыши, невесомый как образ святого духа или туманный Летний сад с замерзшими скульптурами или аскетичные и поэтичные бытовые натюрморты.
Борис Смелов. Набережная Екатерининского канала. Наводнение. 1980г.
Борис Смелов. Летний сад.
Борис Смелов. Натюрморт.
Борис Смелов. Натюрморт с тенями.
Борис Смелов. Снегопад, 1997 год.
Борис Смелов. Николаевский мост, 1995 год.
Борис Смелов. Путь в тумане, 1985 год.
«Ты хочешь, чтобы и солнце и луна, и наводнение и снег, - и все это в одном кадре??? Но ведь это конец света?» - спрашивает Б.Смелова его ученица Мария Снегиревская. «Да» - отвечает фотограф.
На сегодняшний день работы Бориса Ивановича Смелова хранятся в коллекциях:
UNESCO
Corcoran Gallery, Washington
Rapho, Paris, France
Zimmerli Art Museum, USA
Museum of Contemporary Photography (MoCP), Chicago
Московский музей современного искусства (ММСИ), Москва
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург