Отказался от первого имени и взял псевдоним
Лев Самойлович Бакст родился 8 февраля 1866 года в Гродно. Полное имя, данное ему при рождении – Лейб-Хаим Израилевич Розенберг. Впоследствии художник взял имя Лев, или Леон. Есть версия, что псевдоним Бакст произошел от девичьей фамилии его бабушки по материнской линии – Бакстер. Самые близкие друзья называли художника Левушкой.
Был отчислен из Академии художеств из-за скандала
В 1883 году семнадцатилетний Бакст поступил в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем, однако не смог закончить учебное заведение. В 1886 ходу он представил на конкурсе на большую серебряную медаль полотно «Оплакивание Христа», на котором изобразил богоматерь худой старухой с заплаканными глазами. Профессора сочли такую трактовку кощунственной и отчислили художника из Академии. Благодаря заступничеству нескольких педагогов, Бакст покинул Академию с формулировкой «по причине плохого зрения».
Состоял в браке с дочерью Павла Третьякова
Лев Бакст был женат на Любови Гриценко – дочери основателя Третьяковской галереи – Павла Третьякова. Бомонд недоумевал: Любовь не была классической красавицей и обладала не самым приятным характером. Тем не менее, ради этого брака Бакст перешел из иудаизма в лютеранство. Памятником их отношениям стал живописный портрет Любови Павловны, написанный в Ментоне в 1903 году незадолго до свадьбы. В 1907 году у супругов родился сын Андрей. Брак оказался неудачным и пара разошлась, сохранив добрые отношения. После развода Бакст вернулся к своему исконному вероисповеданию.

Лев Бакст. Портрет Любови Павловны Гриценко-Бакст, 1903 г.
Обучал Марка Шагала
В 1908 году Бакст начал преподавать в художественной школе Е. Званцевой в Санкт-Петербурге. В числе его учеников оказался Марк Шагал. Впоследствии Шагал признавал, что именно школа Бакста позволила ему выработать собственный стиль, а учитель стал для него примером и авторитетом. Спустя годы Шагал напишет в своей автобиографии: «Бакст повернул мою жизнь в другую сторону. Я вечно буду помнить этого человека».
Стал легендарным оформителем «Русских сезонов»
В 1910 году Бакст начал сотрудничать с Сергеем Дягилевым над постановками для «Русских сезонов». Художник создавал эскизы костюмов и декораций к спектаклям «Клеопатра» (1909); «Шахерезада» и «Карнавал» (1910); «Нарцисс» (1911); «Дафнис и Хлоя» (1912). Также Бакст участвовал в постановке балета «Жар-птица» на музыку И. Ф. Стравинского. Костюмы Бакста к театральным постановкам приобрели широкую известность и внесли большой вклад в формирование ориентального и экзотического направления стиля «модерн». Модницы Европы облачились в восточные наряды, начали носить шаровары и тюрбаны.

Костюмы к балету «Шахерезада», 1910 г.

Синий бог
Был выслан из Санкт-Петербурга
После возвращения в иудаизм, Лев Бакст подвергся нападкам черносотенной прессы. В конце 1912 года художник посетил Петербург и, как еврей, не имеющий права на жительство, получил предписание покинуть столицу в течение суток. В мае 1914 года, благодаря усилиями друзей и членов Академии художеств, Бакст был избран действительным членом Академии и получил право жить в Петербурге, но не воспользовался этим предложением и переехал в Париж.
Работы художника появлялись на страницах журнала Vogue
В 1913 году в журнале Vogue появилась статья о сотрудничестве Бакста с французским модным домом Жанны Пакен. На развороте была размещена фотография богатейшей женщин Америки – скульптора и мецената Гертруды Вандербильт-Уитни в костюме, сшитом по эскизу Бакста. Этот материал стал эффективной рекламой творений художника и открыл имя Бакста для зарубежной публики. В 1923 году в журнале Vogue был опубликован текст лекции Бакста о моде и дизайне «L'Art du Costume et les lois, ces applications selon toute individualite».

Автопортрет, 1906 г.
Оказался «заложником» своей прислуги
Вскоре после революции Бакст узнал о том, что в России умерла его любимая сестра – Розалия. У художника случился нервный срыв, и он слег. В этот период рядом с ним не оказалось ни одного близкого человека, только служанка Линда. Вместо того, чтобы ухаживать за Бакстом, она воспользовалась его состоянием и терроризировала художника: снимала деньги с его личного счета, настаивала, чтобы Бакст вписал ее и мужа в завещание. Узнав о бедственном положении брата, на помощь пришла старшая сестра художника – София. Она приехала во Францию и выставила прислугу за дверь. Через некоторое время Бакст поправился.
Написал единственный роман
Бакст был искусным оратором и прекрасно владел словом. За год до смерти художник написал автобиографический роман «Жестокая первая любовь». В основе сюжета – страсть к французской актрисе Марсель Жоссе и детали жизни петербургской богемы конца XIX века.

Лев Бакст. Фото в зрелом возрасте
Скончался во время работы над балетом «Истар» для Иды Рубинштейн
Лев Бакст ушел из жизни 27 декабря 1924 года в Рюэй-Мальмезоне в возрасте 58 лет, был похоронен на кладбище Батиньоль в Париже. По одной из версий, причиной смерти стал отёк лёгких, по другой – болезнь почек. Художник не успел закончить работу над балетом «Истар» для труппы Иды Рубинштейн. В честь Бакста названа улица в его родном городе Гродно, Бренд «Шехеразада», «Одалиска», «Альмея» и платье-«минарет».