В феврале 2024 года мы с семьей приехали на две недели в Петербург. Сначала были вчетвером: я, сыновья (11 месяцев и 4,5 года) и свекровь, а затем приехал наш папа со старшими детьми (20 лет, 16 лет и 9 лет).
Февраль в Петербурге – отличное время для посещения музеев. В них не так многолюдно, особенно по вечерам. Собственно, посещение музеев в шаговой доступности (а мы остановились на Большой Морской, рядом с Дворцовой площадью) было нашей ключевой целью. Хотелось создать условия, в которых музей можно будет посетить буквально в любой момент. Показать детям, что музей – это не что-то сложно досягаемое, а напротив, может быть частью повседневности. Понимаю, что это не всегда доступно, ведь все города разные. Однако, когда речь идёт о туристической поездке, то это мой первый совет: чем меньше времени тратишь на дорогу до музея, тем больше шансов, что все участники будут добры и веселы.
Дворцовая площадь в один из морозных февральских дней 2024 года
Саша (ему 4,5 года) уже был в Эрмитаже несколько раз. Первый раз случился, когда ему было 1,5 года, во время пандемии. Мы с ним бодро прошли по Иорданской лестнице и заглянули в Николаевский зал на временную выставку. Основной интерес для Саши представляли огромные пространства и очень красивый пол. Не помню, чтобы какие-то экспонаты привлекли внимание. А вот в 4 года Саша, уже обладая большим опытом посещения музеев, ходил по Эрмитажу вместе с бабушкой около двух часов, внимательно рассматривая портреты фельдмаршалов, скульптуры, часы «Павлин».
Саша первый раз в Эрмитаже, ему полтора года
И здесь второй совет: каждого ребёнка в идеале должен сопровождать взрослый, потому что интересы и потребности детей разные, и найти компромисс в такой ситуации непросто.
Проанализировав этот опыт, я выбрала вечернее время для первого посещения Эрмитажа, так как младший Максим (ему на тот момент было 11 месяцев) был бодр после дневного сна. Мы пошли в Главный Штаб, так как это здание музея было расположено ближе к нам. И в Главном Штабе есть лестница. Нет, не так. ЛЕСТНИЦА! Зная, что Максим очень любит лестницы, я решила начать знакомство с музеем именно с этого пространства, и не прогадала. Немалая физическая нагрузка (Максим забрался сам на самый верх), затем «пробежка» по залам с конкретной целью для Саши – увидеть «Танец» Матисса утомили мальчиков так, что по возвращении домой (5 минут в нашем случае) они очень быстро уснули. Мы провели в Эрмитаже около часа.
Что еще помогло в организации визита? Саша взял карту-схему, выбрав на ней экспонаты (здорово, когда на карте есть фотографии экспонатов), которые и стали целью и стимулом движения. Бабушка сначала была с нами, а затем мы договорились действовать независимо. У бабушки получилась пауза и отдых, а у нас – качественное время втроем. Да, еще один важный момент: я всегда беру детям сменную обувь, обычно легкие сандалии. Максима еще периодически ношу в рюкзаке-переноске, это ускоряет перемещения.
Через несколько дней мы пришли в основное здание Эрмитажа: хотели посмотреть на демонстрацию работы часов «Павлин». Перед этим прошли по Иорданской лестнице (восторг!) и заглянули в парадные залы. Максим был под впечатлением от масштабов и красоты, выражал эмоции довольно громко.
Порадовала реакция смотрителей: глядя на нас, они улыбались, иногда комментировали, какие маленькие и милые посетители к ним пришли.
Завод часов тоже посмотрели: Сашу пришлось держать на руках, так как собралась толпа, а Максим к этому моменту уже очень устал, поэтому я тоже держала его на руках и успокаивала. Вывод: скопления людей не идут на пользу малышам, стоит учитывать загрузку залов, планируя визит.
Подведу итоги. Стоит ли ходить в музей с младенцем? По моему опыту, да. При этом обязательно учитывать потребности и возможности всех участников процесса. В первые месяцы жизни ребёнка визит в музей скорее будет необходим родителям, особенно маме. Это будет смена обстановки, возможность получить новые впечатления, социализироваться. Здесь может возникнуть вопрос: стоит ли в этом случае маме брать с собой ребёнка? Ситуации разные. Кто-то может оставить ребёнка с другими людьми, кто-то всегда берёт малыша с собой.
Чем старше становится ребёнок, тем больше у него интересов и возможностей. На это и стоит ориентироваться, выбирая музей. На что обратить внимание при планировании визита в музей, расскажу в следующей публикации.
Вспоминается очень старенькая гардеробщица в детской библиотеке имени Пушкина в Петербурге, которая пришивала петельки на одежде тем детям, у кого они оторвались. Вот это инициатива, да)