В посте «Первый раз в Эрмитаж» я обещала рассказать, что учесть при планировании визита в музей. Для новых читателей напомню контекст: я активная мама, которая работает в музейной сфере и регулярно посещает музеи. Почти всегда я хожу в музеи вместе с детьми. Старшему Саше 4 года 8 месяцев, младшему Максиму в феврале исполнился год. Обычно с нами путешествуют бабушки. В этом блоге я рассказываю о семейных визитах в музеи.
Итак, на что я обращаю внимание, планируя визит в музей?
Состав нашей группы, интересы и приоритеты каждого участника
Да, даже если мы идем вдвоем с ребенком, необходимо расставить приоритеты. Мне помогают вот такие вопросы:
• Почему мне важно пойти именно в этот музей?
• Чей интерес сегодня в приоритете?
• Хочу ли я что-то посмотреть/прочитать сама или же мне будет достаточно общего впечатления?
• Какой опыт я хотела бы, чтобы получил ребенок?
• Есть ли в музее кафе/места для отдыха?
• Что находится рядом с музеем? Здорово, если детская площадка или пространство, где можно погулять.
Ключевой вопрос, на мой взгляд, такой: кто в приоритете? Если родитель идет в музей один с ребенком или с детьми, то в приоритете скорее всего будут именно дети. И поэтому так важно для родителей не иметь завышенных ожиданий 😊 У нас со старшим сыном есть договоренность: если ему становится скучно и неинтересно, то он сразу сообщает об этом мне (это касается не только музеев, но и театров, концертов, любого культурного досуга), и мы вместе решаем, как действовать. Бывали ситуации, когда мы уходили сразу, а бывало и так, что я давала Саше посмотреть мультик на смартфоне (без звука или с наушниками), а сама досматривала выставку.
Расстояние до музея и особенности маршрута
Необходимо соизмерять дорогу к месту и полученные впечатления, естественно, учитывая возраст и возможности всех участников группы. Вспоминаю про выставку Пименова в Новой Третьяковке. Мы добирались с Сашей больше часа в одну сторону, а на самой выставке провели 15 минут. Да, 15 минут! И еще полтора часа ехали обратно. Стоило ли оно того? Да, потому что в тот раз приоритетом было мое состояние и желание посмотреть выставку. Устали ли мы? И снова да, однако опыт оцениваю как положительный. Я смогла увидеть картины, которые хотелось посмотреть воочию, а Саша смог посмотреть машины и зонтики, которые интересовали его в этот момент (ему исполнилось 2 года к этому моменту).
Если же в приоритете интересы ребенка, то стоит закладывать время на отдых после дороги (и здесь кафе или площадка могут быть очень кстати), учитывать особенности логистики внутри здания. Естественно, есть разница между огромным Эрмитажем и небольшим мемориальным музеем.

Фотография для мамы

Как это было на самом деле)))
Что делать в музее?
Я ориентируюсь на интересы детей и на то, что сейчас происходит в нашей жизни, показывая, что музей – такое же место, куда можно прийти в самых разных ситуациях. Ходить в музей – нормально и здорово. Например, в 2–3 года Саше были интересны изображения знакомых предметов и сюжетов (уже упомянутые машины, а также животные, цветы, природа). Когда Саша стал постарше, мы начали ходить в естественно-научные музеи, где доступны интерактивные экспонаты. Также любое посещение музея я рассматриваю как возможность получить опыт нахождения в общественном месте, где есть свои правила и ограничения. Есть музеи, где можно говорить громко и даже бегать (когда пространство позволяет). А есть музеи, где необходимо вести себя тихо и очень аккуратно. Саша в свои почти 5 лет понимает, что музеи разные и теперь уточняет у меня, можно ли трогать там или только смотреть.
Какие возможности могут быть в музеях?
Сразу скажу, возможности очень разные. Где-то могут этикетки и тексты для детей, а где-то только организованные классические экскурсии для сборных детских групп. Мы пока не были на групповых экскурсиях, так как обычно они предлагаются для детей 4+, пару раз ходили на мастер-классы. Саша не большой любитель таких занятий, поэтому пока мы предпочитаем посещать музеи самостоятельно. Также я думаю о том, чтобы как-нибудь организовать день рождения в музее. У нас был опыт в Музее космонавтики для нашей группы, но программу адаптировать не удалось, поэтому слушали в основном взрослые. Подробнее о программах поговорим в следующих публикациях.
Как сохранить память о посещении музеев?

В Корпусе Бенуа, Русский музей
Я стараюсь фотографировать детей и фотографироваться вместе с ними. Саша все чаще проявляет желание сфотографировать меня или же заинтересовавший экспонат. В сувенирной лавке обычно покупаем магнит с фотографией здания или экспоната, который понравился/запомнился. Памятные магниты мы размещаем на холодильнике, и малыши регулярно с ними взаимодействуют, что дает повод вспомнить поездки. Также мы регулярно смотрим фотографии из прошлых поездок.
В следующем посте поговорим о том, какие Интернет-ресурсы помогают планировать визит в музей.