На этот вопрос невозможно ответить однозначно и универсально. Но, всё же интересно, как люди переживают страшное время.
Наш блог посвящен искусству и истории, а не психологии поэтому сегодня ответ я нашел в музее, а точнее в саду - в Ботаническом саду Петра Великого во время Второй мировой войны.
За время блокады на бот. сад обрушились десятки зажигательных бомб и снарядов. В конце концов неповрежденных оранжерей не осталось. Выжить смогли только самые стойкие растения - кактусы. Каким же образом?
По словам сотрудников музея, самое страшное для кактусов - это не холод и отсутствие воды, а равнодушие. 900 блокадных дней они смогли пережить благодаря человеческой заботе, прежде всего благодаря участию Николая Ивановича Курнакова.
Известному деятелю науки несколько раз предлагали уехать в эвакуацию в Казань, но он отказался и заявил, что “без кактусов никуда не поедет”. После падения первых бомб от холода быстро погибали пальмы и другие тропические растения.
Спасти их можно было только одним способом - Николай Иванович заставил кактусами всю квартиру: подоконники, столы, пол. Растения стояли у него даже под кроватью. Некоторые утверждают, что лишь небольшая дорожка вела к свободной кровати ученого.
Николай Иванович Курнаков пришёл работать в Императорский ботанический сад девятнадцатилетним молодым человеком в 1902 году и всю жизнь занимался изучением суккулентов. Прошла революция, первая мировая война, наступила вторая, а он продолжал работать.
Ученый дождался снятия блокады и окончания войны, но здоровье его было подорвано. Человек ушел, но осталась коллекция растений, сохраненная ценой его жизни.
До последнего дня занимался своим делом - тем, где никто его не смог бы заменить.