Александровский кремль – не просто точка на географической карте России. Дошедший до наших дней архитектурный ансамбль XVI-XVII вв являлся резиденцией первого русского царя Ивана Грозного и опричной столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединение русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками.
В исторической среде не стихают споры о дате основания Александровской слободы. В.В. Кавельмахер, посвятивший 20 лет жизни исследованию слободской архитектуры, считал, что ее храмы и дворцы были построены за один строительный период с 1509 по 1513 гг. отцом Ивана IV Василием III. В пользу этого говорит сохранившаяся запись богослужебной книги из Троице-Сергиевой Лавры: Того ж лет<а> [1513 г.] декабря 1 сщнна бысть црквь Покров стеи Бцы в Новом селе Олександровском. Тогды ж кнзь великий и во двор вшел».
Проведенное архитекторами изучение архитектурных особенностей Слободы, белокаменных розеток, особенностей резьбы по камню, строительных материалов, раскрытие Кавельмахером портала Домового храма Ивана Грозного – все указало на то, что загородная резиденция была выстроена итальянскими архитекторами и не уступала своей пышностью лучшим европейским дворцам.
Западный портал Покровской церкви.
В наследство первому русскому царю, основавшемуся в Слободе в декабре 1564 г., досталась, по выражению датского посланника Якоба Ульфельдта «крепость пространная и великолепная». Обнесенная деревянной стеной, обложенной кирпичом, с несколькими сторожевыми башнями и проездными воротами она была окружена валами и рвами, что обеспечивало безопасность царской персоне.
Александровская слобода. Гравюра И.Т. де Бри из книги Я. Ульфельдта «Путешествие в Россию».
Но жизнь царя должна быть не только безопасной, но и комфортной. Поэтому, по мнению специалистов, Слобода в XVI в. была вторым по величине и великолепию Государевым двором после Московского Кремля. «Памятники Александровской слободы… стоят в первых рядах столичных памятников зодчества и художественно, и идейно», - так оценил сохранившуюся архитектуру авторитетный ученый, доктор искусствоведения А.И. Некрасов.
Александровская слобода. Троицкий собор.
Александровская слобода. Троицкий собор.
Кафедральный слободской собор – Троицкий (ранее Покровский) – традиционного «византийского» типа: одноглавый, крестово-купольный, четырехстолпный. По своему значению и размерам он соотносим с храмовыми сооружениями Московского Кремля. До нашего времени он дошел практически в неизмененном виде, сохранив изначальную каменную обстройку. Приделы, палаты, обходная галерея, круглые колонны придают этому архитектурному шедевру пышность и царственность.
В убранстве собора выделяются две уникальные исторические реликвии – Тверские и Новгородские врата. Появление в Александровском кремле этих уникальных памятников древнерусского искусства XIV века красноречивее всего говорит об особой значимости нового культурного и политического центра.
Южный портал Троицкого собора и Васильевские врата.
В Троицком соборе Иван Грозный венчался с третьей и пятой женами - Марфой Собакиной в 1571 г. и Анной Васильчиковой в 1573 г.
Александровская слобода. Распятская церковь-колокольня.
Символом торжества государственной власти воспринимается Распятская церковь-колокольня, высотная доминанта Александровского кремля. Она свидетельствует о масштабе предпринятых Иваном IV перестроек дворца после новгородского похода (1570 г.). Столичной роли Слободы тогда уже мало соответствовала небольшая церковь Алексея Митрополита. Обстроенная и надстроенная, она была превращена в один из редких памятников шатрового каменного зодчества, что возводились в честь знаменательных событий.
Александровская слобода. Распятская церковь-колокольня. Фрагмент гравюры И.Т. де Бри из книги Я. Ульфельдта «Путешествие в Россию».
Памятник долгое время не имел себе равных и поражал воображение современников. На гравюре с видом Слободы из книги датского посла Я. Ульфельдта колокольня – самое фантастическое здание. Художник изобразил его состоявшим из двух башен, соединенных аркой с колоколами. Подлинное назначение и конструкцию сложнейшего древнего сооружения «под колоколы» удалось разгадать В.В. Кавельмахеру. Выяснилось, что церковь-колокольня служила еще и часобитней. На ней находился старинный «часник» - башенные часы. Их механизм и восстановленный циферблат можно увидеть на основной музейной экспозиции – «Государевом дворе».
Детали часового механизма, найденные в ходе раскопок в Александровской слободе.
С Распятской колокольней связана красивая легенда о полете русского Икара - холопа Никиты, сыне Трофима. Источники утверждают, что «смерд Никита, боярского сына Лупатова холоп», смастерив деревянные крылья, обмазал их воском, обвалял в пухе и в присутствии царя, «аки птица», полетел с Распятской колокольни. Полет оказался удачным. Перелетев крепостную стену, Никита приземлился на берегу реки Серой. На что последовала немедленная реакция царя: «Человек не птица – крыльев не имать, а коли кто выдумку бесовскую к рукам приставит противу естества творит. И за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову. Тело бросить свиньям, а выдумку после священные литургии огнем сжечь».
Музей-заповедник «Александровская слобода». Н.М. Вилков. «Крылья холопа».
Впрочем, с Александровской слободой связаны и другие легенды. Например, про знаменитую царскую библиотеку, которую пытаются найти уже несколько столетий, или про метро XVI века - «государеву трубу», подземный ход, по которому можно было проехать на тройке.
Александровская слобода. Покровская церковь — Домовый храм Ивана Грозного.
А вот сразу две шатровые церкви можно увидеть лишь в ограниченном количестве российских кремлей. Как и Распятская колокольня, Домовый храм государя – Покровская церковь – навершена шатром. Храм воздвигнут на высоком белокаменном подклете и огромных погребах. До нас чудом дошли малые дворцовые палаты нижнего этажа. Это сводчатые помещения зального типа с эффектными перекрытиями и белокаменными украшениями: фигурными консолями и резными розетками.
Уникальная фресковая роспись шатра Покровской церкви.
Сюжетные росписи шатра Покровской церкви, выполненные по личному заказу царя, не повторяются ни в одном из храмовых сооружений России. Как написал известный искусствовед В.Д. Сарабьянов: «Шатровые церкви XVI в., как правило, не имели сюжетных росписей; и живописная декорация внутреннего объема шатра, если и существовала, то ограничивалась довольно скупыми орнаментальными мотивами архитектонического характера, обычно представляющими собою декорацию «под кирпич» … Поэтому стенопись Покровской церкви, сохранившаяся только в шатре и алтарной апсиде, является ПЕРВЫМ И УНИКАЛЬНЫМ ОПЫТОМ подобной декорации, которая НЕ ЗНАЕТ АНАЛОГИЙ в древнерусском искусстве XVI и XVII веков».
Александровская слобода. Успенская церковь.
Домовым храмом женской половины дворца служила Успенская церковь. Одна из самых миниатюрных, она поражает совершенством пропорций и изяществом декоративного убранства. Утраченные части ее сооружений: открытая галерея-гульбище, белокаменные переходы к другим слободским постройкам – по утверждениям археологов, были столь же красивы и изящны. Таков же и южный портал храма с обрамляющей его утонченной резьбой из редких шестилепестковых цветков. Возможно, что храм достраивали в 20-ые годы XVI века, когда в любимую Слободу Василий III приезжал «осеновать» (отдыхать осенью) со второй женой Еленой Глинской, наконец, подарившей ему наследника, будущего царя Ивана IV. Печать красоты и хорошего вкуса, свойственные молодой красавице, пленившей великого князя, лежит на этом памятнике.
Александровская слобода. Южный портал Успенской церкви.
Безусловно, деятельность музея-заповедника не ограничивается одними экскурсиями и показом уникальной архитектуры грозненской эпохи. Современная «Александровская слобода» - это, прежде всего, территория впечатлений. Каждый посетитель может стать участником пользующихся огромным успехом разнообразных анимационных программ и творческих экскурсий-занятий.
Александровская слобода. Средневековые подвалы Покровской церкви. Экспозиция «Застенок».
Нужны новые эмоции? Тогда едем в #МузейИванаГрозного! Телефон экскурсионного отдела: +74924420397.
Пресс служба музея-заповедника "Александровская слобода"
Спасибо!