18 апреля 2024 г.
0
1
18

Ласковый диалог с натурой

Нравится Нравится
Поделиться

С робкой чашкой и гордецом-самоваром. С дремлющей крышей и продуваемым балкончиком. С родными городом и рекой. Неторопливо беседует, всматривается. Давно их знает, но не устаёт удивляться. И рисовать!

Окно в Сарапул

Художница Валентина Конюхова родилась и живёт в старинном купеческом городе на берегу Камы. Городе с особым ритмом жизни, почти 300-летней славной историей, художественным вкусом и застройкой в стиле модерн. Нет, наверное, такой улочки в историческом центре Сарапула или пятачка на Старцевой горе, где бы она ни остановилась с мольбертом. Ей удаётся поймать чистый ультрамарин или тяжёлый свинец камской воды, нежно-розовые вспышки облаков и головокружительный кобальт мартовских теней. Можно заглядеться, заблудиться, надолго утонуть взглядом в этих мазках и пятнах, точных линиях и мягких оттенках. Валентина Конюхова владеет и строгой реалистичной манерой исполнения, и бурной импрессионистской живописью.

Персональная выставка Валентины Конюховой «Диалог с натурой» только что открылась в Выставочном центре «Галерея» Музея Ижевска. И благодаря ей ижевчане и гости столицы Удмуртии открывают любимый город художницы. Как славно заглянуть в багетное окно и перенестись в Сарапул! Зимний, чуть сонный («Снег на Каме», «Этюд с оврагом»). Весенний, ветреный, с вскрывшейся рекой («Мартовские тени», «Весна в городе», «Дом Корешева», «Сарапул великолепный»). Летний, ослепший от солнца и песка («Гортензии», «Старая башня», «Летний день. Набережная»). Осенний, остывший и задумчивый («Куда уплывает лето», «Умиротворение», «Осенний этюд»).

Есть у художницы на холстах трогательный и домашний Сарапул тесных двориков, ржавых крыш и горбатых улочек («Старые дома», «Крыши», «Сарапульские дворы»). А ещё есть гордый и мудрый Город – сквозь проломы в стенах разрушенной церкви Петра и Павла виден купол восстановленного Покровского собора («Сквозь столетия»). На холсте запечатлён не только архитектурный облик здания, но и прожитая им жизнь. Не только мизансцена городского пейзажа, но и сиюминутная игра «актёров» – ветра, солнца, влажного воздуха или слоя пыли. Во всех работах городского цикла явственно проступает этот пристрастный и глубокий контрапункт.

Голоса экспонатуры

С 1989 по 2019 год Валентина Конюхова работала в Сарапульском музее истории и культуры Среднего Прикамья (ныне – Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Сначала старшим научным сотрудником, потом заведующей художественно-выставочного комплекса «Дача Башенина». Неудивительно, что красавица-дача стала её любимой моделью. На заглавной картине выставки Дача Башенина кокетливо смотрится в зеркальную гладь чаши паркового фонтана. Удивительно другое – когда и как Валентина Семёновна успевала писать и выходить на этюды при невероятной музейной загруженности?

Конюхова была единственным научным сотрудником-искусствоведом в музее, она смогла систематизировать и описать обширную художественную коллекцию, создать качественную постоянную экспозицию «Дачи Башенина». Валентина Семёновна стала исследователем-первооткрывателем раннего периода жизни Маргариты Воронцовой – уроженки Сарапула, жены скульптора Сергея Конёнкова. Она изучала творчество известных русских художников братьев Павла и Александра Сведомских. Собрала обширный материал о П.А. Башенине и его потомках, стала автором юбилейной книги «Павел Андреевич Башенин. Семья. Дела. Город». На протяжении многих лет бережно и профессионально занималась Конюхова комплектованием музейных материалов, связанных с биографиями и творчеством сарапульских художников. Стояла у истоков создания ассоциации городских художников, была автором большой серии персональных и городских выставок творческой интеллигенции.

А ещё музейные годы научили Валентину Семёновну разговаривать с предметами, видеть их подлинную ценность, слушать их внутренние монологи о времени и о себе. И потому ей удаётся передать достойную старость раритетных самоваров, самовлюблённость костяных фарфоровых чашек и благородную седину кружевной скатерти («Большое чаепитие», «Натюрморт с башенинским пирогом»). Запотевшая бутыль, тусклый подстаканник, сверкающая сечка для капусты, горделивые пионы и рассыпанная свежая редиска – они все звучат на разные голоса и складываются в полифоническую канву живописных работ («Здраву быти», «Гуляй, Масленица», «Пионы», «Осенние заготовки»).

Пять лет назад приросла, разбогатела на Валентину Семёновну сарапульская Детская школа искусств №1 имени Г.А. Бобровского. Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики В.С. Конюхова преподаёт детям живопись, рисует своих учеников и по-прежнему много пишет сама. Валентина Семёновна говорит: «Хочется не быть заложником натуры, а выстроить с ней диалог». И у неё получается – вдумчивый, неспешный, внимательный и ласковый диалог с окружающей натурой!

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 0

Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город