Символизм -стиль и направление в изобразительном искусстве, задействующий тайные знаки, аллегории и шифры. Для художника-символиста важно передать зрителю скрытое философское или мистическое послание, благодаря которому зритель откроет для себя истинный замысел автора. Таинственные знаки использовались в искусстве с древних времён. Их можно встретить на папирусах древнего Египта, в искусстве Вавилона, в эпоху Античности, на иконах христиан и много где ещё. Кстати, во времена зарождения христианства, его последователи подвергались гонениям, и были вынуждены скрываться, для того чтобы узнавать своих единомышленников и оставаться в безопасности они использовали знак рыбы который носили на себе, так рыба - была их символом Иисуса Христа.
В эпоху раннего Возрождения мастера часто использовали символы на религиозную и мифологическую тематику. Ярким примером той эпохи служат картины Иеронима Босха, символику которого, к слову, сегодня сложно трактовать однозначно.
В Золотой век голландской живописи, проникшись глубоким почтение к символизму, появляется новое ответвление, поджанр натюрморта - "Суета сует". Так на картинах малых голландцев можно встретить символы быстротечности жизни: черепа, музыкальные инструменты, увядшие цветы и потухшие свечи.
В XVlll-XlX веках идеи символизма проникают в пейзажный жанр. Наиболее известным представителем которого является Каспар Давид Фридрих. Символика его картин проста и понятна, и вместе с тем имеет глубокий духовный смысл. Работы Фридриха выдержанны в духе европейского романтизма, именно из него символизм и вырастет в отдельное направление искусства. Оба эти направления видят своей целью - поиск высокого духовного начала, с той лишь разницей, что для романтистов величайшая тайна жизни заключена в познании своего внутреннего мира, а для символистов - в абсолютном Бытие.
Несмотря на долгую историю, символизм, как отдельное самодостаточное направление, открывается широкой публики лишь в 1886 году. Именно тогда французский поэт Жан Мореас публикует свой "Манифест Символизма", и тогда впервые звучит сам термин - "символизм". В своём Манифесте он пишет: "Символистская поэзия пытается одеть Идею в осязаемую форму». «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними. Именно символ способен привести человека к Идее, откровения, снисходящие на поэта — ключ к прекрасному миру, который в прошлом был обещан религией". То есть первоначальна Идея, её выражение - вторично, для этого художники заимствуют как академический так и модернистские художественные приёмы. Также важны поиски нового художественного языка для выражения сложного скрытого смысла, вместе с тем присутствует культ красоты и таинственности, упаднические настроения (особенно в поэзии) и поклонение недостижимым идеалам.
Одним из праотцов в формировании эстетики символизма также был французский поэт Шарль Бодлер. Он представлял, что все явления мира объединены невидимыми нитями-подобиями, и только пророк мира искусства, – художник или поэт, может увидеть их и перевести таинственные символы на язык понятный зрителю.
Символизм также опирается и на слова философа Плотина: «Мы привязываемся к внешней стороне вещей, не зная, что нас волнует как раз то, что скрыто внутри них».
А в «Сокровище смиренных» бельгийский философ и драматург Морис Метерлинк писал: «Как только уста засыпают, души просыпаются и начинают действовать. И, чтобы узнать то, что существует в действительности, надо воспитать в себе молчание, ибо только в нем распускаются на мгновение неожиданные и вечные цветы, меняющие форму и окраску, смотря по тому, с кем находишься в общении».
Как писал Стефана Малларме: «Назвать объект — значит уничтожить на три четверти поэтическое наслаждение, которое заключается в блаженстве постепенного угадывания; внушить его — вот мечта».
В живописи символистов появляется растворение ясности форм, нарастание цветовых и ритмических акцентов, этим приводя к усилению выразительности метафизических объектов, а символами могут быть самые разные предметы. Например: число 7 — завершенность (семь дней недели, семь смертных грехов, семь цветов радуги); оливковая ветвь — мир; сова — мудрость, сон или смерть; младенец — чистая душа; чаша — искупительная жертва Христа; череп — близость смерти; песочные часы — бренность бытия.