7 августа 2023 г.
3
5
291

Символизм в живописи

Нравится Нравится
Поделиться

Символизм -стиль и направление в изобразительном искусстве, задействующий тайные знаки, аллегории и шифры. Для художника-символиста важно передать зрителю скрытое философское или мистическое послание, благодаря которому зритель откроет для себя истинный замысел автора. Таинственные знаки использовались в искусстве с древних времён. Их можно встретить на папирусах древнего Египта, в искусстве Вавилона, в эпоху Античности, на иконах христиан и много где ещё. Кстати, во времена зарождения христианства, его последователи подвергались гонениям, и были вынуждены скрываться, для того чтобы узнавать своих единомышленников и оставаться в безопасности они использовали знак рыбы который носили на себе, так рыба - была их символом Иисуса Христа.

В эпоху раннего Возрождения мастера часто использовали символы на религиозную и мифологическую тематику. Ярким примером той эпохи служат картины Иеронима Босха, символику которого, к слову, сегодня сложно трактовать однозначно. 

В Золотой век голландской живописи, проникшись глубоким почтение к символизму, появляется новое ответвление, поджанр натюрморта - "Суета сует". Так на картинах малых голландцев можно встретить символы быстротечности жизни: черепа, музыкальные инструменты, увядшие цветы и потухшие свечи. 

В XVlll-XlX веках идеи символизма проникают в пейзажный жанр. Наиболее известным представителем которого является Каспар Давид Фридрих. Символика его картин проста и понятна, и вместе с тем имеет глубокий духовный смысл. Работы Фридриха выдержанны в духе европейского романтизма, именно из него символизм и вырастет в отдельное направление искусства. Оба эти направления видят своей целью - поиск высокого духовного начала, с той лишь разницей, что для романтистов величайшая тайна жизни заключена в познании своего внутреннего мира, а для символистов - в абсолютном Бытие. 

Несмотря на долгую историю, символизм, как отдельное самодостаточное направление, открывается широкой публики лишь в 1886 году. Именно тогда французский поэт Жан Мореас публикует свой "Манифест Символизма", и тогда впервые звучит сам термин - "символизм". В своём Манифесте он пишет: "Символистская поэзия пытается одеть Идею в осязаемую форму». «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними. Именно символ способен привести человека к Идее, откровения, снисходящие на поэта — ключ к прекрасному миру, который в прошлом был обещан религией". То есть первоначальна Идея, её выражение - вторично, для этого художники заимствуют как академический так и модернистские  художественные приёмы. Также важны поиски нового художественного языка для выражения сложного скрытого смысла, вместе с тем присутствует культ красоты и таинственности, упаднические настроения (особенно в поэзии) и поклонение недостижимым идеалам.

Одним из праотцов в формировании эстетики символизма также был французский поэт Шарль Бодлер. Он представлял, что все явления мира объединены невидимыми нитями-подобиями, и только пророк мира искусства, – художник или поэт, может увидеть их и перевести таинственные символы на язык понятный зрителю.

Символизм также опирается и на слова философа Плотина: «Мы привязываемся к внешней стороне вещей, не зная, что нас волнует как раз то, что скрыто внутри них».

А в «Сокровище смиренных» бельгийский философ и драматург Морис Метерлинк писал: «Как только уста засыпают, души просыпаются и начинают действовать. И, чтобы узнать то, что существует в действительности, надо воспитать в себе молчание, ибо только в нем распускаются на мгновение неожиданные и вечные цветы, меняющие форму и окраску, смотря по тому, с кем находишься в общении». 

Как писал Стефана Малларме: «Назвать объект — значит уничтожить на три четверти поэтическое наслаждение, которое заключается в блаженстве постепенного угадывания; внушить его — вот мечта». 

В живописи символистов появляется растворение ясности форм, нарастание цветовых и ритмических акцентов, этим приводя к усилению выразительности метафизических объектов, а символами могут быть самые разные предметы. Например: число 7 — завершенность (семь дней недели, семь смертных грехов, семь цветов радуги); оливковая ветвь — мир; сова — мудрость, сон или смерть; младенец — чистая душа; чаша — искупительная жертва Христа; череп — близость смерти; песочные часы — бренность бытия.

Русский символизм зарождается в конце ХХ века. В изящных произведения Михаила Врубеля, Константина Сомова, Александра Бенуа, Виктора Борисова-Мусатова и других художников символизма раскрылся дух Серебряного века — эпохи, когда мастера поклонялись Красоте, Вечной женственности и искали соответствия между миром грёз и реальности. 

Упаднические настроения, о которых говорилось выше, можно заметить в словах Александра Бенуа: «Мы составляем ещё одну печальную эпоху, когда искусство, достигнув апогея своей зрелости, окидывает прощальными косыми лучами заходящего солнца стареющие цивилизации».

"Сирень" Михаила Врубеля. 
Переливы голубых, синих и сиреневых оттенков, контраст освещенных луной веток и цветов притягивает взгляд к правой верхней части композиции. И лишь потом мы замечаем фигуру в тени раскидистого дерева. Таинственная дева молода и прекрасна, её взгляд направлен на зрителя. Но картина написана так, что взгляд на ней не задерживается, возвращаясь к освещённой части сирени, переливающейся в холодном лунном свете. Композиция условно поделена на две части, где на освещенную контрастную часть картины смотрим мы, а с теневой части смотрят уже на нас. Кстати, эта длинноволосая красавица - Сиринга - возлюбленная того самого Пана с гипнотизирующим взглядом, с другой не менее известной картины Михаила Врубеля.

"У водоёма", Виктор Борисов-Мусатов.
Гармония и абсолютная красота. Время на этой картине остановилось. Композиция выстроена так, что взгляд блуждает по кругу: девушка в белом, девушка в синем и отражение в глади воды. Она замкнута, самодостаточна и не фрагментарна. В картине нет дальних точек горизонта, нет архитектуры и пейзажа, небо и деревья различимы лишь в отражении искусственного водоёма. В этот день, в этот момент лишнее всё, кроме гармонии, окутывающей изображённый уголок пространства, и кроме близких художнику людей - сестры Елены, изображённой в белой накидке, и будущей его супруги, расположившейся на первом плане в синем платье. Примечательно, что в отличие от других работ мастера, в картине нет намёков на былую эпоху и старину, здесь всё естественно. Эта картина - как личное воспоминание художника.
Из письма будущей супруге: «Эту картину я напишу или сейчас, или никогда... Ведь после начнется другая жизнь. Всё меня захватит, вероятно, в другой форме. И я хочу, чтобы слава этой картины... была твоим свадебным подарком». 
Одна из идей философии творчества Борисова-Мусатова - обречённость Красоты, если нет того, кто мог бы ее выразить. На этом полотне её сразу три: красота вечного неба, таинственной глади воды и совершенство человека. Вечная женственность, так воспеваемая символистами.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 3

Елена Обидина
Две очень достойные книги на эту тему: Жан Кассу и др.авторы "Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка" -М., 1998 и Аврил Пайман "История русского символизма" - М., 1998. Одно издательство "Республика", очень хороший справочный материал и иллюстрации.
22 августа 2023 г.
Ответить
Евгения Рейснер
Елена, спасибо, за хорошую подборку! Книги часто являются ключом к пониманию искусства на более высоком уровне!
13 сентября 2023 г.
Ответить
Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город