Героем нашего интервью стал талантливый художник и ювелир Вадим Красюков – участник проекта «Субкультурный ландшафт», финалист конкурсов «Образ формы» и GLOBAL DESIGN GRADUATE SHOW. Побеседовали о вязании из проводов, возрождении традиций русского лубка, источниках вдохновения и творческих планах.
Когда вы решили стать художником и где получили образование?
В детстве я мечтал стать дизайнером одежды, потому что моя мама шьет, и я всегда был в эпицентре всех этих тряпочек. Меня очень привлекали старые ручные швейные машинки, я рисовал много одежды, но потом от всего этого отошел. В старшей школе я задумался о получении архитектурного образования. Сейчас мне кажется, что мысль поступать в архитектурный вуз могла быть связана с тем, что в моем родном Волгограде был небольшой выбор институтов. Летом, после девятого класса мы с семьей съездили в Санкт-Петербург, и я понял, что хочу учиться в этом городе. Тогда я все еще думал стать архитектором, но потом познакомился с преподавателями кафедры художественной обработки металла из Академии Штиглица, и они вдохновили меня поступить к ним. На «металле» мне сразу понравилось: там преподают большие художники и оборудованы высококлассные мастерские.
Вадим Красюков: автопортрет
Как вы пришли к мысли соединить вязание и ювелирное искусство?
Во время локдауна, как и многие художники-ювелиры, я занимался экспериментальными вещами, для которых не требуется мастерская. Я начал делать украшения из того, что было под рукой: из дерева, резины, шайб… А потом приехал на летние каникулы в Волгоград и увидел у нас дома яркий моток цветных проводов. Мама забрала их с работы и хотела использовать в бытовых целях – что-то подвязывать и заматывать. Мне стало интересно поработать с новым материалом, я вспомнил навыки вязания крючком, которым когда-то научился в детском кружке, и решил что-нибудь из них связать. Изначально я снимал оплетку и вязал из проволоки, но мне не нравился результат, поэтому я начал вязать из проводов в изоляции. Позже я дополнил украшения оправой из металла и экспериментировал: сначала создавал маленькие колечки, а потом перешел к работе с более крупными формами.
С какими материалами вам нравится работать?
Мой любимый материал – металл, потому что я много о нем знаю и умею с ним работать. Базовые знания позволяют экспериментировать. Но провода – это тоже уже мое, я это присвоил. Вообще мне нравятся очень разные материалы, в том числе эмаль, дерево. В какой-то момент мне показалось, что металл интересно сочетать с чем-то нетривиальным. Например, добавлять в украшение готовую пластиковую деталь, найденную в гараже. Я люблю интересные стыки материалов, их взаимодополнения и сочетания.
Расскажите об украшениях из серии «Симбионты» и о проекте, посвященном русскому лубку?
«Симбионты» были первым проектом, созданным из проводов. Концепция проекта заключается в том, что человек во всех сферах жизни использует методы формообразования, заимствованные у природы. Мы наблюдаем, как формируются сталактиты или как паук плетет паутину, и используем это в искусстве, архитектуре, дизайне и даже в медицине. Поэтому я решил пофантазировать на тему обратного процесса. Что получится, если природа позаимствует у человека технологию вязания, но при этом создаст естественные, свободные, не антропогенные формы? Первым массивным украшением стал браслет «Симбионт-1». Я вязал его, не зная, что получится в итоге, потому что по задумке он был довольно крупный и сложный по форме. Затем появились колье и несколько колец. Позже я масштабировал эту тему, сделал проект дипломным и участвовал с ним в различных конкурсах.
Коллекция "Симбионты"
Проект, посвященный лубку, тоже концептуальный. Я вообще очень люблю лубок и считаю, что это зачаток российской поп-культуры. Влияние русского лубка до сих прослеживается в карикатуре, но почему-то само направление, в отличие от американской и японской поп-культуры, не получило развития. Я решил сделать серию коллекционных фигурок из металла и поразмышлять о том, как бы выглядели персонажи старинных лубков в наше время, если бы они были героями комиксов или компьютерных игр. Проект пока на паузе, но я его обязательно продолжу. У меня много идей, эскизов и наработок.
"Баба Яга едет на свинье с крокодилом драться"
Участие в каких творческих проектах для вас особенно ценно?
Один из таких проектов – «Субкультурный ландшафт», который проходил в рамках Петербуржского Кураторского форума. Студенты нашей академии подавали заявки на конкурс, не зная, о чем будет проект. Мы просто должны были отправить портфолио и ждать ответа. В итоге оказалось, что конкурс связан с паблик-артом – проектами, согласованными с властями города. У конкурсантов был выбор: сделать бумажный архитектурный объект или проект, который будет реализован в городской среде. Я решил, что если и делать паблик-арт, то реальный. Работа проходила в несколько этапов. На первом этапе мы создавали эскизы и представляли их на выставке-лаборатории.
На втором этапе согласовывали проекты с городом. Это было трудно, но интересно, потому что Петербург – город-памятник и привнести что-то новое в ткань старинного городского ландшафта непросто. Я решил сделать проект на строительной сетке реставрируемого дома. Дом, на который я нацелился, был расположен на улице Чайковского, а сетка напоминала нотный стан, и я придумал разместить на ней фрагмент партитуры Чайковского. Лозунг моего проекта был такой – на улице Чайковского должна звучать музыка Чайковского. Я выбрал балладу Томского, изготовил латунные ноты. Но в последний момент нам запретили реализацию проекта на объекте и предоставили другой дом. К сожалению, на другом доме сетка была другой формы, поэтому пришлось отказаться от идеи с нотным станом и разместить ноты иначе. Тем не менее, визуально это выглядело красиво – латунные полированные ноты блестели на солнце, а рядом с ними был размещен QR-код со ссылкой на запись арии. Таким образом люди сначала видели ноты, а потом переходили по коду и прослушивали композицию.
Латунные ноты на улице Чайковского
Также я участвовал в различных российских и международных ювелирных конкурсах. Мои работы участвовали в выставках в Санкт-Петербургском Музее игрушки и Музее при Академии Штиглица. На конкурсе «Образ формы» – самом крупном конкурсе авторского ювелирного искусства России, я занял первое место с браслетом из серии «Симбионты». После защиты диплома в 2021 году я подал заявку на конкурс GLOBAL DESIGN GRADUATE SHOW – онлайн-выставку выпускных работ, связанных с дизайном. Там очень много номинаций, представлены очень разные дизайны. Этот проект знаменателен еще и тем, что он организовывается «Thread of arts» при содействии итальянского модного дома Gucci. Я подал проект «Симбионты» в номинацию «Ювелирное искусство» и стал единственным российским ювелиром, который вошел в шорт-лист конкурса. Высокая оценка серьезного жюри – дизайнеров с мировым именем, была для меня большой честью.
Фото: Максим Нестеров
Какие художники вас вдохновляют?
Поскольку я считаю себя не просто ювелиром, а художником, меня вдохновляют художники из разных эпох и областей искусства. Я очень люблю Веласкеса, Рембрандта. Из художников XX века люблю Матисса и Пикассо. Кроме того, я занимаюсь 2D и меня интересуют современные художники, которые занимаются коммерческой графикой – Ким Джун Ги, Карл Капинский. Ювелиры, которых я очень люблю – Taffin, JAR, Hemmerle. Они делают что-то на стыке с современным искусством, используют в своих украшениях совершенно разные материалы. А еще меня очень вдохновляют мои первые преподаватели: Вера Васильевна Самохина и Александр Викторович Швец. Это люди, которые открыли для меня мир искусства и до сих пор служат опорой в творчестве. После разговора с ними я всегда заряжаюсь энергией и генерирую новые идеи. Я очень благодарен им за то, что они мне дали.
Поделитесь вашими творческими планами?
Проект «Симбионты» я считаю законченным, но не исключаю, что вернусь к нему. Было бы интересно сделать некоторые вещи, которые еще не реализованы. Вязание я не бросаю, просто есть некая потребность сделать украшения иного плана. В последнее время я работал над вязаными украшениями, которые больше подходят для повседневной носки. Также я планирую продолжить проект по лубку. Сейчас у меня есть большой замысел выставки об иллюзиях. В этом проекте я планирую совместить технику рэди-мейда, использовать уже существующие предметы и компилировать их с вязанием.
Вязание из проводов не очень впечатлило, а вот Баба Яга на свинье хороша)
И вообще идея того, что искусство можно "делать" из всего, и что все вокруг - искусство, мне очень близка.
Успехов прекрасному художнику! И спасибо за новое для меня имя)