Вадим Сидур – уникальная фигура в истории советского искусства. В 70-80е годы работы Вадима Сидура были установлены в крупных городах Германии и США. Западные искусствоведы сравнивали Сидура с модернистами Генри Муром и Жаком Липшицем, но в СССР за скульптором закрепилась репутация формалиста. Сидуру не давали государственные заказы, он не мог участвовать в выставках. Работы скульптора кажутся произведениями малой пластики, но большинство из них задумывались как городские памятники. При жизни Сидура их установка не была возможной, но после его смерти и распада советского союза несколько памятников были установлены в городском пространстве. В их числе «Скорбящие матери» в Афганском сквере московского района Перово.
Памятник скорбящим матерям в Перово
Вадима Сидура называют скульптором тяжелых эмоций. Участник Великой Отечественной войны, он чудом выжил после тяжелого ранения, в котором чуть не потерял лицо. Чтобы скрыть последствия травмы, он всю оставшуюся жизнь носил бороду, а свою боль выражал в скульптурах и «уравновешивал баланс страха». Сидур поднимал сложные темы насилия и хрупкости человеческого существования. В отличие от искусства соцреализма, которое воспевало победу, излучало оптимизм и веру в будущее, его работам присуща суровая честность и уязвимость.
Вадим Сидур в мастерской
Музей Вадима Сидура расположился в пространстве на Новогиреевской улице, которое по счастливому стечению обстоятельств досталось одному из друзей скульптора. Изначально здесь предполагался театр, но здание не очень подходило для этих целей. В 1987 году здесь открылась посмертная персональная выставка Вадима Сидура, организованная его сыном Михаилом. За два месяца работы выставки ее посетило более 15000 человек. Через год по инициативе семьи и друзей скульптора открылась постоянная экспозиция, а в 1989 году пространству присвоили статус музея. В 2014 году музей пережил масштабную реконструкцию, а в 2018 году вошел в состав Московского музея современного искусства (MMOMA).
Экспозиция Музея Вадима Сидура
Вид на музей с улицы
Здесь представлены как известные работы Сидура: «Портрет Эйнштейна» (1967), «Бабий Яр» (1966), «Памятник погибшим от любви» (1965), так и ранее не экспонировавшиеся произведения, включающие инсталляцию «Современное распятие» (1975) из серии GrobArt, а также реконструкцию утраченной последней работы художника в скульптуре «Кукла Люда» (1986). Конструкция павильона, разработанная Анной Титовой, дополняет модернистский визуальный язык скульптора и обеспечивает инклюзивную экспозиционную среду, учитывая потребности посетителей с ограниченными возможностями и детей.
Сидур В.А. Мать и дитя. 1981. Часть 1. Бронза, литьё
Сидур В.А. Отчаяние. 1963. Алюминий, литьё
Сидур В.А. Святое семейство. 1964. Медь, гальванопластика
Сидур В.А. Раненый. 1963. Алюминий, литьё
Сидур В.А. После войны. 1968. Алюминий, литьё