Мог стать священником
Отец Виктора Васнецова – Михаил Васильевич Васнецов, был потомственным православным священником. Виктор чуть было не пошел по стопам отца. Семья Васнецовых жила бедно, и Виктор поступил в Вятское духовное училище, а затем – в Вятскую духовную семинарию, где, как сын священника, имел право обучаться бесплатно. Но впоследствии, с благословения отца оставил семинарию и уехал учиться в Санкт-Петербург.
Был учеником Крамского
Первым преподавателем живописи Васнецова был один из лучших художников реалистической школы – Иван Крамской. В школе общества поощрения художников Васнецов проучился всего год – с 1867 по 1868, а затем продолжил обучение в Императорской Академии художеств.
Участвовал в выставках со студенческих лет
Талант молодого художника был высоко оценен еще в годы учебы – Васнецов неоднократно участвовал в экспозициях Императорской академии. За время обучения Васнецов дважды получал малые серебряные медали академии и удостоился Большой серебряной медали за картину «Христос и Пилат перед народом».
Был реалистом, но перешел в жанр фольклорного эпоса
Творчество Васнецова делится на два этапа. В начале своей карьеры он работал в социально-историческом жанре и создавал полотна о жизни и быте обычных людей. В конце XIX века художник полностью перешел в фольклорный стиль, тематической основой которого стали русские сказки и былины. Первой картиной, созданной в жанре фольклорного эпоса, стало полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами».
Младший брат Васнецова тоже был художником
Младший брат художника Аполлинарий тоже стал живописцем. Братьев Васнецовых объединяла любовь к русскому фольклору, но тематика их работ была разной. Аполлинарий стал мастером исторической живописи и бережно воссоздавал в своих работах облик древней Москвы.
Занимался сценографией и росписью, создавал архитектурные эскизы
Дарование Васнецова было разносторонним и многогранным. Васнецов создавал эскизы костюмов и декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка», к опере Даргомыжского «Русалка» и драме Шпаженского «Чародейка». Мастер создавал архитектурные эскизы для главного фасада Третьяковской галереи в Москве, усадьбы Мамонтовых, особняка Цветкова и собственного дома. Также Васнецов работал над храмовыми росписями и считал, что для русского художника украшение храма – святое и плодотворное дело.
Украсил росписью Исторический музей в Москве
Одной из самых известных настенных росписей Васнецова является живописный фриз «Каменный век», «опоясывающий» второй зал Исторического Музея на Красной Площади. Фриз иллюстрирует жизнь людей каменного века и украшает зал, посвященный этой исторической эпохе.
Главной работой жизни считал роспись Владимирского собора в Киеве
Над росписью Владимирского собора Васнецов работал десятилетие. В ходе работы мастер создал 400 эскизов, 15 композиций и 30 фигур святых в полный рост. Васнецов опирался на знания по иконописи и храмовому зодчеству, полученные во время обучения в семинарии, изучал памятники раннего итальянского христианства.
Прожил в счастливом браке 49 лет
Супруга Васнецова Александра была дочерью директора Косинской бумажной фабрики и одной из первых женщин-врачей в Российской Империи. В браке родилось пятеро детей – четверо сыновей: Борис, Алексей, Михаил, Владимир и дочь Татьяна, которая пошла по стопам отца и впоследствии закончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Получил пожизненное дворянство и французский Орден Почётного легиона
За свои заслуги в живописи и развитие русского искусства Васнецов и его потомки получили пожизненное дворянство, а Франция вручила художнику высшую награду страны – Орден Почётного легиона.