При рождении носил фамилию «Брюлло»
Карл Брюлло родился в семье художника французского происхождения Пауля Георга Брюлло. По приезде в Россию Пауль сменил имя на Павла, но оставил французскую фамилию. Сам же Карл Брюлло изменил фамилию в юношестве, перед своим отъездом в Италию.
Его воспитывал деспотичный и требовательный отец
Творческая судьба маленького Карла была предопределена с раннего детства. Его отец был известным живописцем, преподавал в Академии художеств, и его братья обучались там же. В детстве Карл очень много болел и до семи лет практически не вставал с кровати, но отец заставлял его рисовать наравне с другими детьми. Если мальчик по какой-то причине не мог или не успевал сделать задание по рисунку, его могли оставить без еды. Однажды отец так сильно ударил его, что Брюллов оглох на одно ухо.
Закончил Академию художеств с отличием
Карл уже в юном возрасте превосходил в своем мастерстве всех студентов и мог тягаться по уровню рисунка и живописи с известными преподавателями. На старших курсах юноша за небольшую плату помогал своим однокурсникам и правил их экзаменационные работы. В 1821 году Брюллов с отличием окончил академию и вступил в Общество поощрения художников.
Прожил в Италии более двенадцати лет
После окончания Академии Брюллов со своим братом Александром отправился путешествовать в Италию. Впоследствии художник побывал во многих городах Европы, но остался жить в Италии. Именно там он отточил свой стиль и состоялся как мастер.
Ему покровительствовала графиня Юлия Самойлова
Юлия Павловна Самойловна была русской аристократкой, наследницей огромного состояния рода Скавронских и меценаткой. Она познакомилась с молодым Брюлловым в Риме, и между ними сразу завязались близкие отношения. Юлия Павловна была любовью жизни и главной музой художника и покровительствовала ему до самой смерти.
Короткий брак с Эмилией Тимм сделал его изгоем
Брюллов был женат на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм. Супруги прожили в браке всего месяц, после чего навсегда расстались. Бракоразводный процесс затянулся на несколько лет и обрушил на художника общественное порицание и клевету. Предполагаемой причиной разрыва стала связь невесты с ближайшим родственником, которая продолжилась после замужества. В это нелёгкое время Юлия Самойлова вернулась из Италии, чтобы поддержать Брюллова.
Император Николай I подарил ему бриллиантовый перстень
Картина «Итальянское утро», написанная в 1823 году, принесла Брюллову известность в Италии и России. Общество поощрения художников подарило полотно супруге Николая I, Александре Федоровне. Император настолько впечатлился подарком, что пожаловал художнику бриллиантовый перстень и заказал парную картину. Именно так появилось известное полотно «Итальянский полдень».
Получил звание профессора Академии художеств за картину «Последний день Помпеи»
Картина «Последний день Помпеи», представленная в 1833 году, была восторженно принята европейской и русской публикой. Евгений Баратынский написал о ней известные строки: «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день». Картина получила первую премию на парижском Салоне 1834 года и была подарена Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. В настоящее время она находится в Русском музее.
Участвовал в росписи Исаакиевского собора
Брюллов разработал эскизы с фигурами апостолов, евангелистов и серию картин на тему «Страсти Христовы» для большого соборного купола, после чего приступил к росписи. Однако пребывание и тяжелый труд в сыром помещении подорвали слабое здоровье художника, и он был вынужден просить освобождения от работы. Роспись заканчивал живописец Петр Васильевич Басин.
Умер в Италии
Карл Брюллов скончался в местечке Манциана под Римом, где проходил лечение минеральными водами. Ему было 52 года. Художник был похоронен по лютеранским традициям на протестантском кладбище Монте Тестаччо.