Образ матери и дочери – явление архетипическое, восходящее к архаическим представлениям о природе как о творящей силе, как об идее созидания. Дополнительное значение образ матери приобретает в русской культуре, в которой неразрывно связаны образ женщины и идея земли, страны, родины. Многие знания, навыки, умения передавались именно от матери к дочери. Тоже относится и к некоторым предметам народной культуры, в том числе вещам сакральным: так, безликие обереговые или обрядовые куклы-мотанки передавались, как правило, именно по женской линии. Именно отношения «мать-дочь» - своего рода символ непрерывности, продолжения и передачи традиции.
О творчестве Гели и Наталии Писаревых, матери и дочери, невозможно говорить, не прибегая к образам народного русского искусства. Первое, что вспоминается при виде деревянных скульптур Гели Писаревой – то ли православная храмовая скульптура, то ли куклы-панки русского Севера, похожие на миниатюрных идолов и от них же происходящие. Первая ассоциация с работами Наталии – цветные картины различных жанров, от пейзажей и натюрмортов до икон, но нарисованные не маслом, а при помощи материала куда более архаического – нитей, деревянного подрамника и холста в качестве основы.
Женщина – ключевой персонаж как в пластике, так и в живописи Гели Писаревой. Женщина – это и Мать Сыра-Земля, и Богородица; и простая крестьянка за своим повседневными трудами, и царица; и бабушка, и молодуха. Даже в эпоху соцреализма, исполняя официальные заказы на монументальные скульптуры, художница привносила в свои творения толику собственного, неканонического видения. Даже мемориалы погибшим воинам в исполнении Гели представляли собой скорбящие фигуры их жен и матерей – как отголосок собственного детства художницы, проведенного среди женщин, ведь мужчины ушли на фронт. Именно об этих женщинах – песня Булата Окуджавы, строка из которой стала названием для нашей выставки.
Наталья Писарева.
Наталья Писарева.
Геля Писарева.
Геля Писарева.