Чтобы познакомиться с экспозицией Музея железных дорог, потребуется более четырех часов свободного времени. Это один из крупнейших музеев железных дорог не только в Европе, но и в мире. Здесь представлены коллекции редких и легендарных паровозов, тепловозов и поездов. Каждый поезд снабжен справочной табличкой, из которой можно узнать номер или буквенное обозначение поезда, год создания и отличительные особенности модели. Например, в царской России с 1912 года было принято обозначать паровозы буквами. В Советской России от обозначений паровозов по алфавиту было решено отказаться в пользу имен политических деятелей. А еще назначение паровоза можно было определить по цвету.
Служебный вагон Китайской Восточной железной дороги (1902-1904 г.г.)
Интересный факт: и в России, и в мире существует немало железнодорожных музеев под открытым небом. Но Музей железных дорог России – одно из немногих выставочных пространств, созданных под крышей. Это обусловлено климатическими условиями: музей находится в Санкт-Петербурге – городе с повышенной влажностью. Поэтому для сохранения редких подвижных составов от коррозии было принято решение построить музей закрытого типа.
Музей железных дорог России: вид сверху
Поезда прошлого века соседствуют с действующими локомотивами. Помимо паровозов, тепловозов и поездов, в музее есть маленькие экспозиции, в которых представлены плоды кропотливой работы историков, архивистов – людей, которые по крупицам собирают историю железнодорожного транспорта России. Здесь можно изучить эволюцию рельсовых путей, опробовать паровой макет Герона, увидеть макеты первой железной дороги, протянутой от Санкт-Петербурга до Царского Села, и вокзала Владивостока образца начала XX века, полюбоваться воссозданными интерьерами вагонов и купе от первого до четвертого класса.
Воссозданный интерьер купе
Кроме того, музейное пространство наполнено инсталляциями и залами для временных выставок. Также в музее есть виртуальная видеостена, на одном экране которой демонстрируется внутреннее устройство знаменитого тепловоза ТЭП70, а на другом – художественная зарисовка о дорожном быте руководства СССР 50-х годов. Но, наверное, самый желанный аттракцион как для детей, так и для взрослых – это симулятор кабины машиниста тепловоза ТЭП70БС. Тренажёр имитирует различные ситуации, погодные условия и имеет различные уровни сложности прохождения.
Настоящая кабина машиниста тепловоза ТЭП70БС
Музей железных дорог России – интерактивное и современное пространство, в котором бережно воссозданы ключевые вехи железнодорожного дела нашей страны. С некоторыми экспонатами музея можно взаимодействовать, что делает его интересным не только для взрослых посетителей, но и для детей. Музей можно посетить самостоятельно или в составе группы до двадцати человек.
И отдельно, конечно, хочется сводить туда моих школьников и показать на практике, что значат строки Блока:
"... Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели..."
Показать эти реалии, чтобы стихи зажили в их головах.
Тот, о котором речь в статье, "большой" музей, с натуральной техникой, около Балтийского вокзала. А есть ещё Центральный музей железнодорожного транспорта на Садовой. Где много макетов и действующих моделей. Кто интересуется темой, сходите в оба, не пожалеете.