Леон Бакст (Лейб-Хаим Розенберг) родился в 1866 году, в Гродно, в еврейской семье. В 10 лет он открывает для себя многогранное величие театра. И даже ставит свои импровизированные постановки, актёры – куклы, вырезанные из газет и журналов; «сцена» также из досок и подручных материалов. Первые «спектакли» были по мотивам опер Верди. Но вскоре Лейб-Хаим начал сочинять собственные пьесы.
К 12 годам появляется тяга к рисованию, которую родители не поддерживают, считая, что бесполезное увлечение плохо скажется на успеваемости. На помощь юному художнику пришёл его дедушка, убедивший родителей показать работы скульптору Марку Антокольскому. Тому рисунки понравились, и он посоветовал Лейб-Хаиму поступать в Академию художеств. Одним из самых близких друзей в академии для художника стал Валентин Серов.
Леон Бакст. Древний ужас, 1908г. Русский музей
Несмотря на старательность, Леон так и не закончил академию: он ушёл из неё после скандала, разразившегося из-за его работы на просмотре. На тему «Мадонна, плачущая над Христом» Бакст изобразил Мадонну старой женщиной с растрёпанными волосами. Судьи были вне себя.
Розенберг позже взял себе псевдоним Бакст — сокращение от фамилии деда по материнской линии. Под новым именем он стал известен всему миру.
До начала 1900-х годов Бакст в большей степени проживал во Франции и лишь иногда бывал в Санкт-Петербурге. К этому времени он стал признан как выдающийся портретист. В результате своих кратких пребываний в России он создал серию портретов известных современников: Сергей Дягилев, Айседора Дункан, Жан Кокто, Зинаида Гиппиус и другие. Андрей Белый вспоминал о встрече с художником: «Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлён до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».
Леон Бакст. «Беотийка. Эскиз костюма к балету Н.Н.Черепнина «Нарцисс» 1911г., Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
В это же время Леон познакомился с Александром Бенуа, и это стало переломным событием его жизни. Бакст вошёл в группу, которая состояла из молодых критиков, писателей, философов, художников и искусствоведов. Целью они себе ставили изменить существующее положение вещей и начать революцию в мире искусства.
С начала 1898 года они приступили к выпуску своего собственного журнала, названого в честь их сообщества - "Мир искусства". Бакст занимался оформлением обложки, создавал красочные буквы и орнаменты. Также он иногда помогал Сергею Дягилеву, редактируя его произведения. Тогда же Леон пробовал свои силы в иллюстрации, создавая оформление для произведения "Нос" Николая Гоголя. Эти иллюстрации были первыми шагами в разработке уникальных сценических костюмов. В будущем, в книге "История русской живописи", Бенуа написал о нем: "У Бакста были золотые руки".
«Беотиец. Эскиз костюма к балету Н.Н.Черепнина «Нарцисс» 1911г. Частное собрание
Деятели искусства из "Мирискусников" оставили глубокий след в русской культуре, переосмысливая вопросы художественной формы и выразительного языка, открывая новые направления в искусстве. А в 1899 году Сергей Дягилев был назначен на службу по специальным поручениям. Несмотря на формальность этой должности, пользуясь своим положением, он пригласил на работу в театр известных художников, таких как Бенуа, Коровин, Серов и другие. В 1901 году они занялись созданием декораций для балета Лео Делиба "Сильвия", так впечатлившие зрителей.
После ухода Дягилева, художник продолжил работу в Императорском театре. В 1903 году ему предложили разработать костюмы для балета "Фея кукол" братьев Легатов. Премьера придала ему славу, и Бенуа позднее писал, что он занял доминирующее положение и оставался непревзойденным.
Леон Бакст. «Фавн. Эскиз костюма к балету «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К.Дебюсси». Частное собрание
С 1910 года Леон жил в Париже и сотрудничал с труппой Дягилева. В 1909 году стали популярны Русские сезоны, впечатлившие европейских критиков и зрителей. Слава пришла к танцорам и художникам. Бакст стал известен во всем мире благодаря своим сказочным декорациям для "Клеопатры", "Карнавала" и других спектаклей. Помимо декораций Бакст работал и над костюмами. По его эскизам шили для лучших артистов Императорского театра и труппы.
Леон доверял своему тонкому чувству прекрасного, не боясь идти против канонов классического искусства, и в итоге создавал выразительные смелые образы. Танцоры выступали в шароварах и платьях, сшитых из прозрачных и лёгких тканей - такого на сцене себе ещё не позволял никто. Творчество Бакста показало, что цвет и декорации могут стать полноценными участниками представления, раскрывающими образы героев
Леон Бакст. «Искандер. Эскиз костюма к балету П.Дюка «Пери» 1911г.
После Русских сезонов по Европе прокатилась волна моды на всё восточное и русское: в модных магазинах появились тюрбаны, шали и костюмы, которые отдалённо напоминали сценические образы по эскизам Бакста. В 1916 году Бакст начал задумываться об открытии собственного дома моды. Спустя пару лет он приступил к разработке дизайна аксессуаров, одежды и посуды. Но планам не суждено было сбыться: художник серьёзно заболел. А в 1924 году, в период работы над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн, известный дизайнер и художник умер. Проститься с ним пришли музыканты, поэты, артисты.