31 октября 2024 г.
0
0
173

Выставка «Памятники Бородинского поля в творчестве художников-графиков XX века»

Нравится Нравится
Поделиться

Коллекция графики – одно из крупнейших собраний в фондах музея-заповедника «Бородинское поле». Значительное место в ней занимают произведения художников минувшего XX столетия, в том числе работы с видами Бородинского поля и его памятников. Это, в первую очередь, монументы, установленные к столетию сражения в 1912 году на командных пунктах М.И. Кутузова и Наполеона и местах расположения полков русской армии. Немалое внимание художников-графиков привлекал и Спасо-Бородинский монастырь, воздвигнутый на месте Багратионовых флешей – одного из главных укреплений русской армии, и церковь Рождества Христова в селе Бородине – свидетель сражения, и, конечно, бескрайние просторы Бородинского поля.

Представленные на выставке работы датируются 1970-1990 годами – временем, когда на Бородинском поле проходила масштабная реставрация и восстановление утраченных в советское время объектов. Они позволяют не только увидеть Бородинское поле в эту важную для его истории эпоху, но и получить представление о различных графических техниках – это и однотонные рисунки карандашом или сангиной, и пастель, и акварель, и различные виды гравюры – офорт, монотипия, литография.

Наиболее полно представлено на выставке творчество М.С. Качалова – современного художника-графика, тесно связанного своей биографией с Бородинским полем. В первую очередь, это обширный цикл офортов, выполненный в 1987 году к 175-летнему юбилею сражения. Центральное место в нём занимает Спасо-Бородинский монастырь, лишь незадолго до того возрождённый реставраторами. Позднее некоторые из этих офортов были раскрашены автором, и выставка позволяет сравнить монохромный вариант некоторых офортов с цветным. Их дополняют ставшие основой для тиражного изображения однотонные рисунки карандашом и сангиной. Многим работам Качалова присуща особая глубина и насыщенность тона, умело использующая особенности техники офорта. В других офортах, напротив, достигнута необычная для тиражной графики ложная небрежность рисунка, особенно усиленная изящной акварельной раскраской.

Цикл карандашных рисунков с пейзажами Бородинского поля, также ставших затем основой для офортов, выполнил в 1987 году и А.Т. Кузнецов. Его работам присуща особая тщательность в передаче деталей, в том числе архитектурных особенностей монументов поля.

Под необычными ракурсами предстаёт Бородинское поле в сдержанных рисунках и ярких цветных монотипиях Л.В. Хинштейн, по основной специальности художника-анималиста, ученицы прославленного В.А. Ватагина. Н.С. Богородская, в свою очередь, получила образование как художник кино. Яркость и праздничность колорита, присущие её творчеству, ощущаются и в представленных на выставке видах Бородинского поля, исполненных такими, казалось бы, детскими средствами, как цветные карандаши, дополненные пастелью. Напротив, чрезвычайно сдержанны по колориту автолитографии Г.И. Ивановой, с особой тонкостью и лиризмом передающие необъятность Бородинского поля, интерес к которому объединил авторов всех представленных на выставке работ.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 0

Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город