Родился в семье военного поселенца
Его отец, Ефим Репин, и старший брат занимались перегоном лошадей. А мать Репина, Татьяна Бочарова, открыла небольшую сельскую школу, где ее собственные дети вместе с детьми крестьян изучали чистописание, арифметику и Закон Божий.
Рано обнаружил способности к рисованию
Однажды Трофим Чаплыгин, двоюродный брат Репина, подарил мальчику набор акварельных красок с кисточкой. С той поры Репин не расставался с красками и самостоятельно осваивал азы художественной грамотности.
В 15 лет стал помощником иконописца Ивана Бунакова
В 16 лет присоединился к артели кочевых иконописцев и превзошел в мастерстве своего учителя, о котором впоследствии отзывался очень тепло: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец».
Поступил в Петербургскую Академию художеств со второго раза
Провалив вступительные экзамены, Репин по совету своего арендодателя архитектора Петрова, поступил в подготовительную рисовальную школу Общества Поощрения Художеств. Через год он смог поступить в Академию художеств вольнослушателем. За время обучения Репин познакомился и сдружился с представителями творческой элиты своего времени – художниками Иваном Крамским и Василием Поленовым, критиком Владимиром Стасовым.
Был мастером портрета, жанровых и исторических полотен
Всю свою жизнь Репин пытался объединить в живописи три великие идеи: истину, доброту и красоту. Неоднократно писал картины для царского двора и по личным заказам Александра III. Самые значимые полотна мастера находятся в собрании Третьяковской галереи и Русского музея. Среди них: «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали» и другие.
Был вегетарианцем и спал с открытыми окнами круглый год
Вторая супруга Репина, Наталья Борисовна Нордман, пропагандировала здоровый образ жизни и, в частности, вегетарианство. На знаменитые «среды», проходящие в усадьбе художника Пенаты, гости частенько втайне привозили мясные блюда. Также Репин считал, что сон на открытом воздухе укрепляет здоровье: и он, и его домочадцы спали с открытыми настежь окнами даже в лютый мороз.
В доме художника принципиально отказывались от постоянной прислуги
Слуги в семье были, но приходили в строго определенные дни и часы, имели выходные. В доме Репиных повсюду висели плакаты для гостей с призывами обслуживать себя самостоятельно. По тем временам это было очень необычно.
Умел писать картины обеими руками
В преклонном возрасте у Репина началась атрофия мускулов правой руки. Он выучился писать картины левой рукой и придумал специальную подвесную палитру, которая крепилась ремнями к поясу.
Репина не пускали в Третьяковскую галерею
Из-за перфекционизма, свойственного большинству художников, Репин имел обыкновение переписывать детали своих картин, менять цветовые решения. Узнав о непосредственном поведении Ильи Ефимовича, Павел Третьяков запретил пускать Репина в галерею, если при нем были краски. Со временем конфликт удалось уладить.
Завещал усадьбу Пенаты петербургской Академии художеств
Когда Репин предчувствовал свою кончину, он получил специальное разрешение Финляндии на погребение вне официального кладбища и самостоятельно выбрал место будущей могилы около Финского залива. Также он завещал свою усадьбу Пенаты Академии художеств. Сейчас в усадьбе располагается музей, в котором представлено более 600 произведений живописи и графики.
Вот усадьба Здравнёво под Витебском производит совершенно другое впечатление. А дома в этих двух усадьбах очень похожи.
На самом деле картина, которую мы все упоминаем, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название "Не туда заехали (Монахи)". И писал ее не Репин, а Соловьёв! По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьёва с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее.
Не знала до этой статьи про то, что он научиился рисовать обеими руками - какая сила воли и любовь к своему делу!
Так что вот ещё один любопытный факт: Репин не писал цветочков (почти)))