Разбираемся, как искать такие программы, как принять участие и какой опыт может получить ребёнок
В предыдущих статьях мы с вами говорили о том, что основной источник информации о мероприятиях музея — его сайт. А как выбрать музеи? Например, воспользоваться подборкой «С детьми» на портале «Идём в музей», а затем уже изучать музейные сайты.
Поговорив с коллегами-музейщиками о доступных программах и мероприятиях для детей 3-7 лет, а также посмотрев сайты музеев, я сделала два вывода:
1) найти информацию о детских программах не так просто, порой проще позвонить и поговорить с сотрудником;
2) многие программы доступны только по предварительной записи и/или при условии самостоятельного формирования группы.
Второй пункт меня особенно удивил. У меня двое детей (5 лет и 1 год 7 месяцев), и я по собственному опыту знаю, как это непросто — собраться и доехать до музея... А если предстоит организовать еще несколько семей, чтобы собрать минимально необходимое количество участников... Затея может показаться нереалистичной. Если же пойти только своей мини-группой, то стоимость может оказаться довольно высокой. В общем, тот случай, когда музей не так доступен, как хотелось бы.
Как подготовиться к участию в музейной программе
Если это первый визит для ребёнка в музей, то вам необходимо рассказать, что такое музей как пространство, какие в нём есть правила поведения, ограничения, особенности. Стоит приехать немного заранее, чтобы освоиться, узнать, где будет проходить программа.
Уточните у сотрудников продолжительность мероприятия, можете ли вы сопровождать ребёнка, есть ли какие-то рекомендации, которые вы могли не учесть.
Важный нюанс: сменная обувь. В некоторых музеях необходимо надевать бахилы (даже летом), и это может быть не так удобно, как собственная привычная обувь.
Также убедитесь, что ребёнок идёт на программу сытым и не сильно уставшим. Обычно на экспозицию нельзя брать воду, поэтому тоже спросите про этот момент, особенно если на улице жарко.
Поддержите ребёнка, создавайте позитивное впечатление о всём мероприятии. И не заставляйте оставаться до конца, если чувствуете, что ребёнку некомфортно и сложно. Важно, чтобы музей ассоциировался с чем-то увлекательным, интересным, чтобы в него хотелось вернуться.
Какие программы бывают в музеях для детей 3-7 лет
Обычно это занятия в небольших группах 5-10 человек продолжительностью 45-60 минут, которые включают активное слушание и элементы мастер-класса. Некоторые занятия проходят на экспозиции, а какие-то в специально оборудованных помещениях.
Занятия чаще всего проводятся сотрудниками просветительского отдела, музейными педагогами.
Далее я покажу несколько мероприятий, о которых мне рассказали коллеги. Описания я брала с сайтов музеев
В музее можно принять участие в мастер-классах, которые подойдут для детей 3-14 лет.
Например, на мастер-классе в детском центре дети с родителями смастерят самодельные памятные сувениры в разнообразных поделочных техниках и поиграют в детскую игрушечную железную дорогу.
На занятии «В гости к паровозу» ребята отправятся в путешествие по паровозному «дому», заглянут в историю рельсовых дорог, познакомятся с «биографией» и устройством парового локомотива, «побывают» на первой железной дороге в России, научатся различать паровозы и их «имена», послушают музыку железных дорог, пофантазируют о будущем путей сообщения. Занятие подходит для детей 5-10 лет.
Для участия необходима предварительная запись. На сайте музея указаны описания программ, стоимость и телефон для записи.
Музей предлагает разнообразные тематические программы, посвященные здоровью. Например, для детей 3-5 лет разработано занятие «Занимательная гигиена». Ребята помогают заболевшему непослушному Мишутке и вместе с Медведицей и лесным доктором объясняют ему, почему нужно быть чистым и опрятным, соблюдать личную гигиену, заниматься физкультурой, закаляться и правильно питаться. Продолжительность занятия 70 минут. Расписание занятий доступно на месяц вперед, билеты можно купить заранее онлайн.
Занятие «Занимательная гигиена» для детей 3-5 лет, Военно-медицинский музей, Санкт-Петербург
Музей предлагает творческие занятия для детей 3-5 лет. Придумывая удивительные истории, дети играют с цветами, формами и материалами, находят новые сочетания и применения. Зачем? Затем, чтобы создать несколько маленьких или одно большое произведение, а потом снова поиграть – с тем, что только что получилось. А что делают в это время родители? Они всегда рядом и тоже придумывают, играют и экспериментируют, узнают нечто важное о себе и своем ребенке, открывая, новые творческие способы познания мира. Удобно, что занятия проходят каждую субботу в одно и то же время.
Занятие «Цвет. Форма. Материал» в Арсенале
Занятия проходят в пространстве «Археология» в Музейном квартале г. Тулы. Это интерактивная экспозиция «10000 лет до Тульского кремля», на которой можно познакомиться с археологией. Экспозиция предназначена для семейного посещения. Одно из доступных занятий для детей от 7 лет – Школа юного археолога. Расписание на октябрь доступно на сайте музея. Для детей помладше музей предлагает мастер-классы, например, по керамике. Интересно, что дети смогут не только увидеть, но и подержать в руках фрагменты древней керамики, которым несколько тысяч лет. В октябре-ноябре мастер-классы и занятия будут проходить практически ежедневно, время и стоимость можно узнать по телефону.
Подведём итоги
1. Музеи периодически предлагают занятия и программы для детей 3-7 лет.
2. Сначала сформулируйте запрос и интересы ребёнка, затем приступайте к поиску программ.
3. Можно начинать с поиска на портале Идём в музей, посмотреть подборки на других сайтах, а затем переходить на ресурсы музеев.
4. Не все занятия доступны без записи. Иногда потребуется собрать группу самостоятельно (а это, кстати, необычный способ отметить день рождения ребёнка!).
5. Если ребёнок впервые идёт в музей, расскажите о том, что такое музей.
6. Убедитесь, что ребёнок хорошо выспался, поел и отдохнул перед занятием.
7. Уточните правила музея. Скорее всего потребуется сменная обувь, возможно, дополнительная одежда (если занятие проходит на улице или подразумевает активное творчество).
8. Постарайтесь сделать опыт позитивным, сохраните память о занятии и музее с помощью видео и фотографий!