28 июня 2023 г.
0
5
205

Истоки настоящего петербургского интеллигента

Нравится Нравится
Поделиться

"Культурная столица", "город интеллигентов", "Петербургский интеллигент" - эти широко распространённые понятия настолько на слуху, что воспринимаются как данность, но откуда взялось  понятие "интеллигенции" и почему её место именно в городе на Неве? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, обратимся к истории. В Средние века слово "интеллигенция" имело теологическое понятие - "Ум Божий", высший Разум. В современном значении понятие «интеллигенция», в контексте культуры впервые введено В.А. Жуковским в 1836 году.

Суть его состоит в объединении высокого уровня образования с нравственными и политическими установками, убеждениями и идеалами, преодолевающими эгоизм личности. Особый стиль мышления интеллигентов заключается в поиске взаимосвязи отношения каждого конкретного факта к общим проблемам бытия и основополагающим вопросам.

До начала 18 века русская культура была общей для всех слоёв населения, — будь то крепостной крестьянин или боярин, и даже сам царь - они имели общие праздники, одну веру и традиции. Но, с приходом на престол правления Петра I, всё изменилось.

Как писал Пётр Чаадаев, в «Апологии сумасшедшего»: «Наше громадное развитие есть только осуществление этой великолепной программы. <...> Высокий ум этого необыкновенного человека безошибочно угадал, какова должна быть наша исходная точка на пути цивилизации и всемирного умственного движения».

Пётр I решительно отвергал культуру Московии, которая была для него синонимом всего старорусского, и вообще, старину воспринимал как что-то вредное, смешное, неудобное и примитивное. Это радикальное непринятие привело к тому, что немало культурных традиций, инициатив, которые составляли сущность русской культуры и были унаследованы от предков были забыты.

Но ориентированность Петра на Запад вовсе не была слепой, он осмысленно отбирал то, что, по его мнению, подходит для России. Пётр сделал много для переноса в страну необходимых ей культурных и интеллектуальных ценностей, приглашал множество иностранных мастеров и учёных в Россию. Санкт-Петербург, как детище Петра сыграл важную роль в приобщении России к культуре и изначально строился как западный город. А статус административной, военной, морской столицы делал его неизбежным сосредоточением разных образованных специалистов со связями на Западе, с высокими культурными потребностями, с обширными знаниями.

Перечисленные факторы стали причиной того, что произошёл важный тектонический разлом в культуре и в ментальности русских людей. Ещё более росла пропасть, от того, что фактически Пётр сделал русское государство светским. В допетровское время, почитаемая всеми слоями общества, русская культура была общей, то теперь элита, впитавшая западную культуру, обычаи и моду всё дальше отходила от народа. Странное и эпатажное в те времена мышление интеллигента стало своеобразной модой, притом что они не вписывались ни в круг дворян-аристократов, ни в круг крестьянского общества.

Интеллигент как человек не только мыслящий, но и деятельный, чья активность была направлена на повышение своего личного статуса и стремление переделать общество под себя. У рефлексирующей части элиты, которая понимала проблемы народа, появился социально-психологический комплекс, вина перед своим народом, который страдает и живёт в грязи, в то время как они образованны и уровень жизни их выше. Отсюда возникала потребность в возвращении к корням народного бытия, попыткам приблизить основную массу населения к своему уровню знаний. Позднее в создании идеализируемых им поведенческих типов и моделей способствовали "культовые" книги "Отцы и дети" Тургенева и "Что делать?" Чернышевского.

Немаловажную роль сыграли и стихи Некрасова, которые являлись своего рода летописью тяжёлой доли русского народа и воплотили высокие идеалы революционной молодёжи 60-х годов. Недаром его назвали певцом мести и печали. В те времена это было сильным инструментом революционной пропаганды, ведь ими зачитывались все передовые люди.

Несмотря на то что Россия вообще тяжело переживала привнесённые Петром изменения, часть из них не прижилось, часть адаптировалась под контекст русского менталитета с изменениями, но очень многое стало частью нашей жизни и воспринимается как русская культура.


Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 0

Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город