В Русской Православной церкви 4 декабря (по старому стилю 21 ноября) празднуется один из главных двунадесятых праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Он входит в число 12 важнейших после Пасхи, связанных с событиями земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии.
«В коллекции музея сохранилась икона XVII в. из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора. "Введение во храм Пресвятой Богородицы" – наиболее хорошо сохранившая первоначальную живопись икона, великолепно передающая ощущение торжественности изображенного события. (Эксперты определили манеру письма как школу мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. В 1968 году ее отреставрировали в Научно-реставрационных мастерская им. И.Э.Грабаря). Статусный заказ исполняла артель мастеров, в которой могли быть как жалованные кремлевские изографы, так и кормовые, приглашенные из самых разных городов. Живопись прекрасно исполненного праздника очень близка также иконописцам Клементьевской Слободы, обслуживавшим Лавру», – поясняет хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода» Ирина Короткова.
В изображении важного события художники выработали устойчивый канон, практически остававшийся неизменным. Талантливый мастер, выполнявший царский заказ, был весьма образован, хорошо знал византийские традиции и создал необычайно красивое художественное произведение.
Сюжет «Введение во храм Богородицы» представлялся в виде необычайно торжественного шествия, сопровождающего трехлетнюю Марию на пути. (Ее родители давали обет, что отдадут ребёнка на служение Богу, если Господь дарует им младенца). Торжественно идут девы с византийскими повязками в волосах, с горящими свечами в руках. Еще в движении находятся родители Иоаким и Анна, но сама Мария уже пришла в храм и спокойно стоит, встречает ее священник Захария... И только рост свидетельствует о ее детском возрасте, а лик, одежда, поза – привычные черты Богородицы. В этом же величавом облике она предстает и принимающей пищу от ангела.
Прекрасно выписана архитектура, порой фантастических, необыкновенных форм, воспринимаемая не как фон, а интерьер описанного события. Изумителен праздничный подбор ярких, чистых тонов: алого, зеленого, вишневого, охристого.
Введение во храм Пресвятой Богородицы открывает череду зимних праздников. В старину люди также говорили, что сама Зима выезжает в этот день на санях и дует на окна, вот уж воистину, как сегодня! И по этой примете – быть богатому урожаю, готовиться к морозной зиме, жаркому и сухому лету. А еще в старину принято было устраивать забавы на свежем воздухе: катались на санях, играли в снежки и лепили снеговиков.
Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».
4 декабря 2023 г.
6
1
208
Актуальный сюжет из коллекции иконописи
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER
Комментарии 6
Интересное, конечно, решение - написать Богородицу не буквально ребёнком, а уменьшенной копией взрослого человека.
Жалко, что иконописцы как будто не решались изобразить Богородицу ребёнком буквально; Христос всегда говорил "будьте как дети", а они избегали этого образа даже там, где он ожидаем и актуален.
Комментарий отредактирован
автором
Кристина, очень интересная мысль. Ведь Христа изображают маленьким младенцем и очень по-разному.
Один из любимых моих праздников! А за ним Никола зимний 19 декабря.
Вот, например, Тициан Вечеллио. Введение Марии во храм. 1485-1490 и Никола Дипр ок.1500 изобразили Богоматерь ребенком. Многие художники любили изображать этот сюжет.
Александр, очень интересные работы!
Комментарий отправлен, спасибо!
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.