22 июня 2023 г.
0
2
45

Интервью с директором Музея Андеграунда в Екатеринбурге Ольгой Комлевой

Нравится Нравится
Поделиться

Ольга, что такое искусство андеграунда?

Искусство андеграунда охватывает разные направления творчества. Если мы рассматриваем искусство андеграунда в изобразительном искусстве, это то неофициальное искусство, которое не вписывалось в идеологические рамки Советского Союза и соцреализма и было вытеснено на периферию. Здесь же хотелось бы упомянуть о преемственности некоторых практик андеграунда. В истории нашей страны расцвет художественных, экспериментальных и инновационных практик пришелся на 1910-1920-е годы XX века. Именно тогда в изобразительном искусстве родилось направление авангарда. Известными представителями авангарда были Малевич, Татлин, Родченко, Ларионов, Гончарова. Многие получали поддержку от советской власти, но в 1930-х годах на смену авангарду пришел соцреализм, и большинство художников не только потеряли свое положение, но и были репрессированы. Несмотря на это, авангардные практики остались и развивались подпольно, поэтому андеграунд называют «неоавангардом».  
Вопреки всеобщему убеждению, искусство андеграунда не является исключительно протестным. Просто религия, эротизация, изображение обнаженной натуры и другие темы, не вписывающиеся в рамки соцреализма, были запрещены. Поэтому творчество представителей андеграунда, нонконформистов и неофициальных художников вытеснялось. В отличие от членов Союза художников, они не только не могли выставляться, но и не могли приобретать художественные материалы (их могли приобретать только члены Союза художников). По этой причине многие объекты, представленные в нашем музее, созданы из подручных средств.
Сейчас появляется большой научный интерес к андеграундному искусству. В профессиональной среде пишут работы, посвященные шестидесятым, семидесятым годам. Андеграунд стал очень популярной темой. И изучают его комплексно: через авангард к искусству андеграунда, а затем к современному искусству. Вообще, если изучать историю русского авангарда, современное искусство становится более понятным. Наш музей – энциклопедия советского неофициального искусства и доказательство того, что несмотря на политический контекст, в искусстве ничего нельзя запретить.


Музей Андеграунда в Екатеринбурге на ул. Добролюбова, 4

Художники андеграунда пробовали заявить о себе? 

В нашей стране неоднократно происходили события, которые напрямую влияли на искусство андеграунда и общественные настроения. 1 декабря 1962 года произошла довольно резонансная встреча, которая заставила художников-шестидесятников уйти в подполье. Никита Хрущёв посетил выставку авангардистов «Новая реальность» в Манеже и разгромил «школу Белютина» . Первый секретарь объявил, что все абстрактные и экспрессионистские поиски – это дегенеративное искусство. Одним из участников выставки в Манеже был Эрнст Неизвестный, который безуспешно пытался переубедить Никиту Сергеевича. По иронии судьбы именно Эрнсту Неизвестному впоследствии заказали памятник на могилу Хрущева.
В 1974 году в Москве прошла знаменитая «Бульдозерная выставка». Андеграундным художникам очень хотелось показать свое искусство и получить обратную связь от зрителей, но с помощью спецтехники и бульдозеров выставку уничтожили, а людей разогнали. Многие работы пострадали и не подлежали восстановлению. Разгорелся международный скандал и правительство СССР позволило некоторым андеграундным художникам покинуть страну. Тогда Оскар Рабин, главный идеолог выставки, вместе с семьей уехал во Францию.
Важно отметить, что период андеграунда имеет четкие границы и временные рамки. В нашей стране андеграунд закончился в момент перестройки, когда неформатные художники получили возможность выставляться. Первая публичная выставка неофициальных художников в Свердловске состоялась в 1987 году. В нашей коллекции представлены все неофициальные художники Свердловска. И если возвращаться к теме преемственности андеграунда, нельзя не упомянуть работы художника Владимира Жукова. Они представляют собой пространственные инсталляции, которые по своей сути являются продолжением творческих поисков Татлина или Родченко.  


Бульдозерная выставка 1974 года в Москве. Архивное фото

Что побудило предпринимателя Павла Неганова начать коллекционировать искусство андеграунда?

Он начал собирать свою коллекцию двадцать лет назад. Но, как и многие уральские коллекционеры, начинал с более конвенциональных авторов: Воловича, Брусиловского, членов Союза художников. По мере сбора коллекции он начал знакомиться с работами андеграундных художников, которых в Екатеринбурге всегда было очень много. Эстетика их работ вдохновила его собирать только неофициальное искусство. После того как он собрал всех свердловских художников, он перешел к формированию коллекций ленинградских и московских художников. Сейчас в коллекции более 2000 работ. Сделать коллекцию публичной и создать музей было сознательным шагом – это подарок городу.


Как устроено пространство музея?

Музей находится в большом здании в самом центре города.
Всего у нас 12 залов: два зала современного искусства, лекторий, где мы проводим лекции, кинопоказы и спектакли; два зала, посвященных ленинградскому андеграунду, московский и свердловский залы. Также есть галерея, но мы называем ее магазином для упрощения понимания, потому что там продаются художественные работы. Наша особая гордость – пространство двора, расписанное известными стрит-артистами. С недавних пор мы начали развиваться как концертная площадка. У нас междисциплинарное пространство, четко ограниченное рамками направления, но нужно помнить, что андеграунд включает в себя и музыку, и литературу. Например, известный Свердловский рок-клуб – знаковое явление нашего города, тоже сформировался из андеграундной среды. У нас много программ, посвященных музыке, литературе и поэзии.


Один из залов Музея Андеграунда

Какова миссия Музея андеграунда?

Мы актуализируем наследие андеграунда. В последние годы фокус внимания исследователей и искусствоведов сосредоточен на неофициальном искусстве. Еще десять лет назад при выборе подобной темы для научного исследования обнаруживался дефицит материалов. Студенты-искусствоведы по крупицам собирали информацию о мастерских, квартирных и непубличных выставках. Сейчас эта тема становится популярной, и в этом контексте наша миссия – актуализировать наследие забытых художников.
У нас есть зал временных выставок, где раз в два-три месяца меняется экспозиция. Наша последняя выставка посвящена творчеству Алексея Лебедева, у которого не было персональной выставки при жизни. Он был участником нескольких групповых выставок, но никогда не был полностью во всем своем творческом многообразии представлен публике. Он «эстет от андеграунда», у него очень декоративные работы. Кроме того, мы развиваем нашу творческую среду и сотрудничаем со многими современными художниками, поддерживаем их. У нас есть серия выставок «В диалоге», где художники андеграунда создают выставочные проекты совместно с молодыми авторами. Это очень интересно – находить переклички в темах или эстетических взглядах, визуальном языке.


Работы каких художников представлены в постоянной экспозиции?  


У нас есть работы многих «топовых» авторов: Ильи Кабакова – создателя жанра «Тотальных инсталляций», Эрика Булатова, Тимура Новикова, Владислава Мамышева-Монро, Оскара Рабина, Дмитрия Пригова, Анатолия Осмоловского, Александра Виноградова и Владимира Дубоссарского, Олега Кулика, Анатолия Зверева. Про Анатолия Зверева Пабло Пикассо говорил, что он лучший рисовальщик XX века. У нас есть работы Виктора Цоя – он был не только музыкантом, но и художником, дружил с Тимуром Новиковым и его группировкой «Новые художники». Кроме того, у нас представлены все художники свердловского андеграунда: работы Старика Б.У.Кашкина, концептуалистов «Уктусской школы» , выработавших свой собственный изобразительный язык, построенный на знаках и символах. По сути, в нашей коллекции собран цвет современного искусства, те авторы, которые представляли российское современное искусство на международной сцене.


Есть ли экспонаты, с которыми связаны особенные истории?

Раньше в наших подвалах располагалась галерея современного искусства, и многие посетители создавали собственные произведения искусства и инсталляции. Любопытно, что наши зрители всегда вступали в диалог с экспозицией, за этим было интересно наблюдать. Сейчас мы переоборудуем подвалы и к августу планируем открыть там винный ресторан.
А если говорить про работы из коллекции, то у нас есть несколько работ знаковой фигуры свердловского андеграунда – Валерия Гаврилова. Он вдохновлялся запрещенными в 60-70-е годы идеями Фрейда, увлекался сюрреализмом и в итоге изобрел свой собственный стиль – метафизический реализм. Его работы довольно мрачные, но с этими образами хочется взаимодействовать. Его жена Зинаида была поэтессой и участницей перфомансов, выпускала самиздат. Один из ее сборников назывался «Льются кровяные дожди». Гавриловы вместе с другими художниками жили в арт-сквоте «Воронья слободка». Валерий Гаврилов рано умер, но оставил большое творческое наследие, в том числе, скульптурную композицию в нашем «Парке лесоводов». Это серия жутких, но эффектных деревянных идолов, которые долгое время находились на периферии города и постепенно разрушались. Но сейчас их перевозят в парк Маяковского и отреставрируют.


Какие планы у музея на будущее?

Планы грандиозные! Благодаря пространству летнего двора у нас каждую неделю проходят концерты и фестивали. В июле совместно с «Мегой» мы хотим провести первый в России крамп-фестиваль. Крамп – это довольно агрессивное направление современного уличного танца. Мы привозим танцоров из Москвы, Петербурга и, конечно, будут участвовать танцоры из Екатеринбурга.


Концерт во дворе Музея Андеграунда

В августе мы планируем музыкально-поэтический фестиваль, в котором примут участие только женщины. В первый день будут выступать женские команды. Второй день будет посвящен поэзии и литературе, и мы готовим его совместно с поэтессой Еганой Джаббаровой, которая специализируется на постколониальной прозе и поэзии. С помощью этого фестиваля мы хотим «подсветить» женщин в искусстве. Наша следующая выставка будет представлена работами четырех молодых девушек из арт-группы «Передвижницы». На осень мы планируем большой совместный проект с Мультимедиа Арт Музеем и Ольгой Львовной Свибловой, посвященный работам андеграундного художника и фотографа Франсиско Инфанте-Арана.

Беседовала Елизавета Делороса

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 0

Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город