Кунсткамера в Санкт-Петербурге является одним из крупнейших этнографических музеев мира и первым российским общедоступным музеем. Она была основана по указу Петра I – великого реформатора, который стремился к просвещению российского народа. В основу музейной экспозиции легла личная коллекция Петра, приобретенная во время первого путешествия по Западной Европе.

Петр I. Миниатюра Жана Анри Беннера, 1821 г.
Название «Кунсткамера» происходит от немецкого слова Kunstkammer – комната искусства. Кабинеты редкостей были широко распространены в XVI-XVII веках и были принадлежностью императорских и княжеских дворов. В те времена искусство было неразрывно связано с наукой, потому в кабинетах редкостей часто экспонировались различные естественно-научные, художественные, исторические коллекции и экспонаты, представляющие ценность для науки и народного просвещения.

Фото: официальная группа музея ВКонтакте
Кунсткамера десять лет строилась на личные деньги Петра I и была открыта в 1714 году. Проект был разработан архитектором Георгом Маттарнови и получил личное одобрение Петра. Однако открытие главного здания на берегу Невы состоялось только через три года после смерти государя. Строительные работы велись под руководством Николая Гербеля, Гаэтано Кьявери и Михаила Земцова. Здание музея было выдержано в стиле петровского барокко и стало первым монументальным сооружением на стрелке Васильевского острова. В 1747 году в Кунсткамере произошел пожар, который нанес колоссальный ущерб зданию и части коллекции. Работы по реконструкции велись под руководством архитектора Саввы Чевакинского. В 1879 году этнографический и анатомический музеи были объединены в музей антропологии и этнографии. В 1903 году музей получил название в честь основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

План здания музея
В Кунсткамере представлена обширная этнографическая коллекция, включающая предметы быта, земледелия, оружие, одежду, посуду и традиционные изделия народов Северной Америки, Африки и Азии. Также представлена экспозиция, посвященная первой астрономической обсерватории. Особой гордостью Петра I была коллекция анатома Фредерика Рюйша, которую государь за баснословную сумму купил во время первого путешествия в Голландию.

Маска Кагура-хання, изображающая женщину-демона. Фото: официальная группа музея ВКонтакте

Бронзовое изображение головы матери правителя оба. Великий Бенин. Бини. Фото: официальная группа музея ВКонтакте

Корзина с крышкой. Замбия, Ботсвана. Фото: официальная группа музея ВКонтакте
Анатомическая коллекция включала ценное собрание заспиртованных человеческих зародышей. Рюйш разработал уникальную методику бальзамирования трупов: в кровеносные сосуды вводился жидкий воск, который, затвердевая, проявлял кровеносную систему. Благодаря этому методу коллекция препаратов превосходно сохранилась. Петр I поручил систематически пополнять коллекцию различными уродствами и редкостями из человеческого и природного мира. Для тех, кто приносил новые экспонаты была предусмотрена высокая плата, а в случае утайки полагалось наказание. Препарировали их в анатомическом театре Кунсткамеры – посередине зала располагался стол, а вокруг – многоуровневые скамьи для зрителей. Здесь же проводились доклады и диспуты академиков.

Фото: официальная группа музея ВКонтакте
В анатомической части экспозиции можно ознакомиться с различными видами аномалий развития. Коллекция представляет большое научное значение, а экспонаты с XVIII века изучают многие поколения врачей и биологов. Также в коллекции представлены инструменты и зубы, собственноручно удаленные Петром I, который испытывал интерес к хирургии и проводил простейшие медицинские операции.