Значение мостов в Санкт-Петербурге сложно переоценить – мосты служили переправой через Неву и каналы северной столицы, символизировали вехи развития города и вписывали в историю имена инженеров-мостостроителей. В коллекции Музея мостов представлены модели пешеходных, автомобильных и железнодорожных мостов, которые соответствовали достижениям технологического прогресса и отвечали запросам царской, Советской и современной России. Например, в XVIII веке проход по мостам был платным: с пешеходов брали одну копейку, со всадников – две копейки, а с тех, кто ехал на карете, – пять копеек.

Дворцовый мост в белую ночь. Архивное фото

Литейный мост. Архивное фото

Аничков мост. Архивное фото
Музей мостов открылся в Санкт-Петербурге в 2019 году и, по сути, является филиалом Центрального музея железнодорожного транспорта РФ. Большинство мостов, представленных в музее, являются объектами всемирного культурного наследия. В экспозиции насчитывается более двадцати моделей петербургских мостов: многие из них не сохранились до наших дней, и судить о них можно только по раритетным моделям, некоторым из которых более двухсот лет. Модели совместно создавались инженерами и ювелирами и выполнялись в строгих пропорциях мостовых сооружений, чаще всего в масштабе 1:42.

Экспозиция музея. Фото: cmzt.ru

Экспозиция музея. Фото: cmzt.ru

Экспозиция музея. Фото: cmzt.ru
В фойе музея, помимо касс и сувенирного отдела, гостей встречает пульт управления разводным мостом, который эксплуатировался всю вторую половину XX века. В XXI веке в связи с реконструкцией разводного механизма его подарили музею. Всего в музее четыре зала, где можно проследить историю мостостроения с XVIII века до нашего времени. В экспозиции есть модели Египетского и Пантелеймоновского мостов, Николаевского (Благовещенского) моста с откатным разводным пролетом, 190-летнего моста на каменных колоннах, построенного через устье Староладожского канала, Ямского моста-акведука, Большого Конюшенного и самого «юного» неразводного вантового моста Бетанкура, открытого в 2018 году.

Мост Бетанкура. Фото: mostotrest-spb.ru
Часть экспозиции посвящена личностям мостостроителей и рассказывает об авторе первого разводного моста через Неву – Станиславе Валерьевиче Кербедзе, авторе гимна «Боже царя храни» и инженере Алексее Львове, Дмитрии Ивановиче Журавском, который возвел на дороге Москва-Санкт-Петербург 183 переправы, испанском инженере Августине Бетанкуре, который изобрел подводную пилу для спиливания строительных мостовых свай. Музей недавно открылся после реэкспозиции, поэтому его обязательно стоит посетить всем, кто интересуется историей Санкт-Петербурга и темой мостостроения. Для полного эффекта погружения рекомендуем заказать экскурсию.