14 марта 2025 г.
0
0
185

Художник Дмитрий Платонов: на грани исследования, творчества и реставрации

Нравится Нравится
Поделиться

Героем нашего интервью стал московский художник, реставратор, преподаватель-исследователь, член ВТОО «Союз художников России» – Дмитрий Платонов. Побеседовали о тонкостях работы со стеклом и витражами, создании аутентичных интерьеров и преподавании в университете.

Когда вы решили стать художником?

Я увлекся изобразительным искусством в детстве. Хорошо помню свою первую художественную работу. Летнее утро, дача, на большую доску залез паук с большими лапами. Мой старший брат делал с него наброски для художественной школы, и родители тоже предложили мне порисовать паука. Я взял бумагу, пастель и нарисовал его, как умел. Осенью того же года родители привели меня в Краснопресненскую детскую художественную школу – показать мои работы преподавателю старшего брата. Я успешно прошел отбор и поступил в первый класс к Мироновой Ольге Петровне. Она стала моим первым учителем, вела меня десять лет. Во время обучения я окунулся в художественную сферу и постепенно пришел к пониманию, чем хочу заниматься в будущем.

Почему вы выбрали работу со стеклом?

На мое решение повлияли разные факторы. Конечно, большую роль в выборе художественного направления сыграл мой старший брат. Он долго выбирал, куда поступать, посещал разные подготовительные курсы, но в итоге решил, что будет поступать в РГХПУ им. С. Г. Строганова, на кафедру художественного стекла. Тогда я считал, что если бы поступал в художественный вуз, то вряд ли выбрал бы стекло. Наверное, я был бы каким-то архитектором или инженером, потому что меня всегда очень привлекали технические профессии. Но в конце восьмого класса, когда нужно было определяться с поступлением, родители предложили пойти на подготовительные курсы по композиции к профессору Строгановки – Якушевой Майе Семеновне, которая впоследствии сыграла ключевую роль в моей творческой жизни. Я начал заниматься с ней по индивидуальной программе. На протяжении года мы изучали и копировали орнаменты Древнего Египта, Древней Греции и готические витражи, изучали основы золотого сечения, принципы композиции и компоновки в листе. Я очень вдохновился обучением и атмосферой стекольных мастерских, представлял, как самостоятельно создаю витражи. Так как брат поступил в университет на два года раньше меня, я видел, какие задания дают на первых курсах, понял, в каком формате происходит учеба и какие предметы ни в коем случае нельзя запускать. Поступив на художественное стекло, я понимал, чего ожидать от обучения, в процессе которого я стал лидером и старостой группы, помогал однокурсникам в учебе.

В чем вы черпаете вдохновение, какие художники вас впечатляют?

Наверное, первым вдохновителем стал мой брат. В наших отношениях всегда присутствовала здоровая конкуренция – мы подстегивали друг друга для работы. Во время учебы в школе у меня не было кумиров в художественной среде – я только начинал изучать искусство и развивал насмотренность. Важно сказать, что все преподаватели, которые были моими наставниками, являются моими первыми вдохновителями и проводниками в мир искусства – со временем я стал воспринимать их как художников через призму их творчества.

Что повлияло на ваше развитие и становление как художника?

Одним из переломных моментов моей творческой жизни стало обучение в магистратуре. После окончания бакалавриата я делал упор на технические наработки и навыки – творческого развития было мало. В магистратуре у меня начался творческий подъем, я начал генерировать идеи и сразу реализовывать их в материале, так как уже понимал технологические процессы. Тогда я работал в стеклодувной мастерской под руководством своего преподавателя-мастера Сергея Мартынова. Он делал для своего друга градусник, запаивал в капилляр спиртосодержащее вещество, чтобы сделать из него термометр. В какой-то момент я придумал залить в эту трубочку воду. Мне сказали, что так делать нельзя, иначе она треснет. А я рискнул, попробовал. И в ходе этого опыта оказалось, что стеклодувная пластика прекрасно сочетается с водой. Я начал генерировать идеи и экспериментировать со своим новым приемом, еще не до конца понимая, как воплотить его в арт-объектах. Столкнулся с трудностями при поиске подвижного металлокаркаса, в который можно было бы вставлять трубочки с водой таким образом, чтобы она переливалась при движении. Со временем я нашел мастеров, которые могли бы воплотить мою задумку в жизнь, но в ходе создания арт-объектов возникали разные проблемы. Иногда приходилось полностью менять композицию и пропорции арт-объекта в процессе создания, чтобы итоговый результат произвел нужный эффект.

Во время обучения я создал композицию «Рутина жизни». В период моего студенчества проходил итальянский конкурс для молодых художников до 35 лет – «Milano Vetro – 35». Я отправил туда эту работу, и она прошла в шорт-лист финалистов. Затем нужно было отправить ее в Милан, но я понял, что по размерам работа не проходит даже в дверь нашего университета. Более того, работу такого формата я не мог отправить никакой транспортной компанией, так как ее размер превышал обычные габариты и нужно было делать специальное разрешение. Это был мой первый профессиональный конкурс, выставка, но вместе с тем и первая профессиональная ошибка и просчет. Я учел все ошибки и создал новую работу с учетом особенностей конструкции, размеров и форм арт-объекта, продумал все мелочи, начиная от транспортировки до экспозиции. Эта работа самостоятельно смогла съездить на выставку в Петербург, и вернуться ко мне в целости и сохранности, в минусовую температуру, учитывая, что в работе используется стекло и вода. Я разработал инструкцию для монтажа и демонтажа работы. Также эта работа участвовала на выставках «Россия-XIV» в Третьяковской галерее на Крымском валу, в большом выставочном проекте «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» в «Зарядье», организованном при поддержке ПАО ГМК «Норильский никель» и РГХПУ им. С. Г. Строганова. В данный момент создается новая работа наподобие такой же конструкции для следующих выставок.

В каких конкурсах вы участвовали?

Одним из моих главных достижений после окончания магистратуры стала номинация Строгановского университета на лучшую дипломную работу от Российской Академии Художеств, где я получил медаль из рук самого Зураба Церетели. Далее была номинация на звание «Лучший выпускник-дизайнер» 2018 года. Это премия, организованная фестивалем «Отлично!». В 2020 и в 2021 годах я входил в шорт-лист «Премии Посла Швейцарии» в России.

Вы работаете как интерьерный художник. Расскажите о ваших значимых проектах.

В 2016 году со мной связалась девушка Луиза – ей порекомендовали меня как художника по стеклу. Она оказалась художником-декоратором большой сети московских баров и отвечала за дизайн интерьеров и их наполнение. Сначала Луиза давала мне готовые эскизы пленочных витражей – тогда они были в тренде. Затем я начал создавать для нее картоны по референсам и самостоятельно изготавливать витражи под разные интерьеры. Один из наших значимых совместных проектов – разработка интерьера для «Джаз-клуба Алексея Козлова» на Маросейке. Мы создавали огромное окно-витраж на лестнице – получилось около 8 или 10 квадратов витражного остекления. Также я создавал многочисленные картоны для дверных витражей. Со временем мы достигли с Луизой полного взаимопонимания, я пригласил ее в мастерские Строгановки, показал, что помимо витражей мы делаем пескоструйную обработку, алмазную грань, различные декоративные покрытия. Для разработки интерьеров в других пабах мы использовали уже не только пленочные витражи, но и «настоящие» из стекла, пескоструйную обработку, фацеты и алмазную грань.

Нашим последним проектом с Луизой было создание интерьеров для паба The Black Swan на Китай-городе – я реставрировал оригинальные английские двери и восстановил порядка 12-14 свинцовых витражей. В 2022 году владельцы открыли второй зал, где решили воссоздать интерьеры старой английской церкви. Денис Бобков – совладелец Pub Life Group и «Бюро находок» выкупил целое здание английской старой церкви: пол, орган, потолок и каменные окна с битыми витражами. Так начался мой второй серьезный проект по реставрации и реконструкции витражных окон. Я полностью перебрал старинные витражи, сумел максимально сохранить аутентичную свинцовую протяжку XIX века и заменить разбитые стекла. По правилам реставрации, мы смогли подобрать стекла-аналоги, которые чуть-чуть отличаются от оригинальных, чтобы было понятно, что это реставрационные вставки. В ходе работы я получил огромное эстетическое и профессиональное удовольствие.

Вы преподаете в родном университете. Какие основные принципы и методы вы используете в преподавательской деятельности?

Изначально преподавательская деятельность не была моей целью. Когда я поступал в РГХПУ им. С. Г. Строганова, я не видел четкого будущего в этой сфере и не мог представить, чем буду заниматься. Но с каждым годом все больше втягивался в профессию и сейчас уже не представляю, как без нее жить. За это время я приобрел большой багаж знаний и опыта, которыми хочу делиться. Сейчас я преподаю дисциплины «Основы реставрации», «Реставрация памятников архитектуры и архитектурной среды (стекло)», «Композиция в материале (стекло)», «Проектирование». Отчасти мне легко найти общий язык со студентами, потому что я и сам недавно был студентом. Я всегда рассказываю им с чего начинал, с какими трудностями столкнулся в процессе обучения, какие работы получились неудачными и почему – честно, без прикрас. Я вижу, как они заряжаются вдохновением, хотят творить. На мой взгляд, самое главное – не мешать студентам, не делать работу за них, а наблюдать и вовремя направлять, делиться знаниями и опытом. Также я стараюсь донести до студентов важность процесса творческого поиска. Конечно, часто бывает, что первый эскиз – самый удачный, но бывает и так, что интересные идеи приходят в процессе поиска.

Поделитесь творческими планами на будущее.

Ближайшая цель – защита кандидатской диссертации. Сейчас мы с научным руководителем находимся на финальном этапе, после чего я планирую на основе этого труда выпустить монографию и продолжить работу над докторской диссертацией. Есть две темы для развития, но пока я оставлю их в тайне. Кроме того, в планах реализация двух творческих проектов – процесс их создания уже запущен. Планируется участие в молодежной выставке в Российском союзе художников, продолжается работа над арт-объектом, который называется «Солнце Москвы» и посвящен моему родному и самому любимому городу. В будущем хочется еще больше заниматься творчеством, преподавать в университете, развивать нашу кафедру и отделение реставрации художественного стекла, привлекать больше абитуриентов и популяризировать это направление. Хотел бы выразить благодарность главному редактору Елизавете Делороса за возможность дать интервью и упомянуть, что наше сотрудничество длится уже более десяти лет.


Теги
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 0

Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город