Героиней нашего интервью стала петербургская художница Таисия Суворова – участница проекта Принтообмен «Москва-Петербург», победительница конкурсов Бориса Пиотровского и «ART START». Побеседовали о печатных техниках творчества, о симбиозе жанров изобразительного искусства, источниках вдохновения и планах на будущее.
Когда вы решили стать художником и где получили образование?
Рисовать я начала с раннего детства. По воспоминаниям моей мамы, когда я научилась ползать, то сразу начала разрисовывать диваны, стены и все предметы, до которых могла дотянуться. Когда мне было 3-4 года, мама привела меня в студию рисования. Сначала меня не хотели брать, так как набор осуществлялся с 7 лет, но потом все-таки допустили на пробное занятие, на котором я продемонстрировала усидчивость и увлеченность. Меня взяли, я отучилась в изостудии четыре года, а потом переехала из своего маленького поселка в город Выборг. Там с отличием окончила художественную школу. В 9 классе хотела поступать в архитектурно-строительный колледж, но в последний момент меня отговорили преподаватели из художественной школы. Я осталась доучиваться в старшей школе и параллельно ездила на дни открытых дверей в петербургские вузы. В итоге я выбрала Государственную художественно-промышленную академию имени Штиглица. Мне очень понравилась разноплановость обучения в академии: у абитуриентов есть большой выбор направлений от теоретических и искусствоведческих до практических и прикладных дисциплин. Весь 11 класс я готовилась к поступлению на курсах и в итоге прошла на платное отделение. Первый курс отучилась платно, а в следующем году смогла перепоступить на бюджет. Первые два года обучения я училась на отделении книжной графики, но потом осознала, что это не совсем мое, потому что формат книги более узкий, чем формат декоративно-прикладного искусства и станковой графики. Я поняла, что мне больше нравится рисовать и рассказывать что-то свое, нежели быть привязанной к книжному формату и мнению автора. Поэтому впоследствии перевелась на станковую графику.
Работа «Центр окраины»
В каких техниках вам нравится работать и почему?
Мне нравится работать в печатных техниках. В отличие от ручной техники, в печатной технике существует определенная доля эксперимента. Ты никогда не знаешь, что получится в финале, потому что сама печатная техника диктует определенную форму изобразительного искусства. Я занимаюсь линогравюрой, гравюрой на картоне, офортом и шелкографией. Люблю работать в экспериментальных техниках, совмещать несовместимое. Например, гравюру на картоне и линогравюру я иногда совмещаю с необычными фактурами: сетками, кусочками бумаги – получаются интересные коллажные работы. Помимо этого, мне нравится совмещать новые диджитал-технологии с традиционным искусством. Я часто дорабатываю рисунки, сделанные от руки, и превращаю их в 3D-объекты.
В чем вы черпаете вдохновение, какие художники вас впечатляют?
В последнее время я черпаю вдохновение в путешествиях и передвижениях. Когда я долго сижу на одном месте, у меня «притупляется оптика», я перестаю замечать интересное вокруг себя. Любая смена обстановки – даже поездка на природу уже помогает перезагрузиться и взглянуть на все со стороны. Вдохновляют поездки в новые страны и города, интересные люди, которые находятся рядом. Что касается художников, для меня они неотделимы от своей биографии. В первую очередь мне всегда интересен сам человек, а потом его искусство. Бывает, что отдельные картины привлекают внимание, но мне очень важно узнать побольше о самом авторе и причинах, которые подтолкнули его к созданию этого произведения. Например, меня очень вдохновляет Михаил Врубель. У него интереснейшая биография: он творил с нездоровой одержимостью, но в ней заключалась могущественная художественная сила. Также я люблю творчество экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона. Он был самоучкой без образования и смог выработать собственную неповторимую форму художественного языка. Еще меня вдохновляют художники, которые занимаются перформансом. Среди них я особенно выделяю Марину Абрамович, которая возвела жанр перформанса в культ и рассказывала о событиях своей жизни через искусство.
Какие творческие проекты особенно ценны для вас?
У меня был интересный опыт участия в проекте Принтообмена «Москва-Петербург», в котором принимали участие 10 художников из Санкт-Петербурга и 10 художников из Москвы. В рамках проекта каждый из участников должен был создать изображения своего города в печатной технике. Создание изображений в печатной технике было единственным условием – в остальном художников никак не ограничивали в жанрах и средствах художественной выразительности. По итогам этого проекта состоялась большая выставка работ в Санкт-Петербурге и Москве, в ходе которой участники обменивались работами.
В каких конкурсах вы участвовали?
У меня была большая по формату серия графических работ, связанная с образом Петра I. Тема выглядит довольно банальной, но я интерпретировала ее как «Власть и смерть». Я хотела показать не только величие правителя, но и обратную сторону медали его правления. Во время подготовки к конкурсу я ездила на наброски в Кунсткамеру. Эта серия работ заняла первое место в конкурсе Бориса Пиотровского и участвовала в выставке Третьяковской галереи на Крымском валу.
Серия «Власть и смерть»
Также в 2022 году я победила в конкурсе для молодых художников Санкт-Петербурга «ART START» с серией работ «Трансформация».
Серия «Трансформация»
Поделитесь творческими планами на будущее?
Я бы хотела получить еще одно художественное образование в другой стране. Хочется фокусироваться не только на графике, но и освоить какую-то современную мультимедийную специальность. Хочется больше участвовать в коллаборациях с другими художниками, поэтому сейчас я активно связываюсь с различными арт-резиденциями. Также я хотела бы сделать масштабную персональную выставку с работами из новых серий. Новая серия будет про эмоции. Все мои работы так или иначе рассказывают о каких-то невысказанных чувствах, которые не всегда получается выразить словами, поэтому для выстраивания диалога со зрителями и внешним миром я использую язык символов и различных изобразительных средств.