Музей-резиденция был открыт в Коломне 1 декабря 2011 года. Открытие было приурочено к памятной дате – дню посещения Никитой Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже 1 декабря 1962 года. Музей, как машина времени, переносит в Коломну 60-х годов, погружает в атмосферу советской действительности и эпоху хрущевской оттепели.
Дом,
в котором находится музей, имеет богатую историю. Весь второй этаж дома
205 на улице Октябрьской Революции с 1920 по 1980-е годы занимала
огромная коммунальная квартира с 26 комнатами, соединенными общим
коридором. В ней было две кухни и две ванные комнаты. Дом был построен в
форме буквы «Г», имел несколько парадных входов и чёрный вход со
стороны двора.
Этот дом сыграл большую роль в жизни писателя
Венедикта Ерофеева. Когда-то в нем располагался гастроном «Огонёк».
Отчисленный из Коломенского института Ерофеев устроился работать
грузчиком в винный отдел магазина. Именно здесь произошел переломный
момент в судьбе писателя, отсюда начинаются его творческие поиски и
борьба за возможность быть другим.
Интерьер музея представляет
собой классическую обстановку коммунальной квартиры 60-х годов. Здесь
можно увидеть платяные шкафы, велосипеды, деревянные плечики, детские
игрушки, настенные ковры и другие предметы из советского прошлого.
Примечательно, что все вещи в экспозиции музея подлинные. Они
принадлежали двум родным тёткам директора музея – Натальи Никитиной.
Женщины так и не обзавелись семьями. В их квартирах сохранилось
множество предметов времен СССР.
Также на территории музея была
создана современная мастерская и открытая грантовая лаборатория. В ней в
течение года может проживать несколько художников и литераторов со
всего мира. Итогом проживания становится открытие персональной выставки и
презентация литературного произведения. Художники работают в жанре
современного искусства, используют разные материалы.
Одна из
концептуальных работ, посвященных творчеству Венедикта Ерофеева, создана
художницей Оксаной Стоговой. Работа называется «Цветолингвистика поэмы
«Москва-Петушки». Художница внимательно прочитала поэму, записала
последовательность цветов и цветовых эпитетов Ерофеева, а затем
перенесла их на холст в виде разноцветных полосок разной толщины. Так
поэма Ерофеева обрела художественное выражение.