17 января 2024 г.
5
1
16

Фреска Рождества Христова в Успенской церкви г. Чердынь

Нравится Нравится
Поделиться

Рождество Христово — особый праздник и великое для каждого христианина событие. В православном мире оно отмечается 7 января (по григорианскому календарю) и относится к двунадесятым праздникам, посвященным земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

О Рождестве нам рассказывают в своих Евангелиях апостолы Матфей и Лука. Церковная традиция подарила нам прекрасное по форме и силе эстетического воздействия богослужение, наполняющее чувством ликования и радости. Этот сюжет Священной истории обладает огромной вдохновляющей силой, неслучайно, что вот уже почти две тысячи лет иконописцы и художники пишут иконы, фрески и картины Рождества Христова.

Мы хотим поделиться с вами фотографиями замечательной фрески второй половины XIX века, представленной в живописном ансамбле настенной росписи церкви Успения пресвятой Богородицы (ул. Успенская, 59). В народе эту церковь называли Алинской, поскольку этот купеческий род проявлял особую заботу о храме. Сегодня здесь располагается Музей истории веры — подразделение Чердынского краеведческого музея.

Каменный двухэтажный одноглавый храм имел два престола. Верхний храм был освящен во имя Успения Божией Матери, а нижний — во имя Рождества Христова. И, конечно, храм не мог не «показать» прихожанам это великое событие во всей красе, визуально приблизив их к прекрасной драматургии богослужения.

На западной стене, прямо над входом, перед нами предстаёт эта удивительная сцена. В уравновешенной композиции свода мы видим как рождественская звезда посылает свои лучи в пещеру(вертеп), где из яслей — в потоке яркого света — на внутреннее пространство храма взирает лик младенца Христа. У яслей собрался скот, над младенцем с задумчивым и любующимся взглядом расположились Богородица и Иосиф. За пределами пещеры мы можем различить волхвов, приносящих дары, а также ангелов, служащих младенцу.

Фреска эта говорит нам о знакомстве мастеров, расписывающих этот храм, с традициями классицизма, реалистическими живописными тенденциями, высоко ценившимися в столичных храмах. Говорит эта фреска и об особом даре любви, о семье как очаге этой любви, ведь именно в ней отражается Божественная любовь, та забота, принятие и вдохновение, которые меняют мир.

#ЧКМ #Чердынь #Чердынскиймузей #фонды #СердцеПармы #путешествия #история #вмузей #ЧКМ125 #юбилейныйЧКМ #ЧердынскийГО


Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 5

Елизавета Боровская
А почему росписи в таком плохом состоянии? Расскажите историю храма.
И, наверное, точно известно, кто делал росписи? Сохранились их имена?
19 января 2024 г.
Ответить
Чердынский Музей
Елизавета, к сожалению имена мастеров нам не известны. К сожалению, сразу после революции по специальному указанию стены храма были вымазаны негашеной известью, чтобы росписи потолков и сводов были утрачены навсегда, и почти сразу началась пропаганда атеизма. А когда в здании стали проводить электричество, маленькие изоляторы для проводов приколачивали прямо посередине церковного потолка… Уже в 90-е годы ХХ, когда изоляторы убрали, а часть извести удалось снять, оказалось, что один из гвоздей, держащих изолятор, был забит прямо в лоб ангела, в руках которого сюжет Успения Божьей Матери… Естественно, что безвестный электрик не видел за известью церковные росписи, иначе он бы переместил изолятор в сторону, но, следуя стезе пролетарского богохульства, безусловно попал в цель…
Сегодня росписи находятся в плачевном состоянии, от них сохранились лишь небольшие фрагменты. В конце 90-х годов ХХ века реставраторы попытались удалить известь, используя современные химикаты, но она смывалась и стиралась вместе с краской настенных росписей…
Прошло еще примерно 10 лет, и вдруг утром 11 сентября 2011 года, когда сотрудники музея пришли на работу, они обратили внимание на то, что возле лестницы на второй этаж (вход в бывший храм Успения Божьей Матери) со стены, тихо отшелушиваясь, падают мелкие частички побелки и с легким шуршанием ложатся на пол. «Снег» из извести шел весь день, но к вечеру прекратился. На стене открылся фрагмент старинной росписи, но этому не придали особого значения, как и сюжету из Апокалипсиса, явившемуся миру. Работники подмели пол и с окончанием рабочего дня, закрыв музей, отправились домой, где и узнали новость, ввергшую их в шок. Далеко за океаном, на другом континенте, в Нью-Йорке, горели и падали башни-близнецы Всемирного торгового центра. Только тогда в сознании сотрудников музея установилась очевидная страшная взаимосвязь событий того дня. Правда, только верующий православный человек способен испытать истинное потрясение от осмысления этого совпадения. На стене храма проступили сцена из Страшного суда и грозный лик чернокрылого архангела Гавриила с пронзительным взглядом и поднятой в предостережении рукой. О чем он говорит нам? Может, он предвестник ужасных судьбоносных событий не только Чердыни и Перми, но и для всей России?.. Сегодня любой может просто открыть дверь музея, увидеть фрагмент росписи и похолодеть от ужаса…
21 января 2024 г.
Ответить
Марина Кошелева
Чердынский, Это конечно чудо! Сколько таких чудес и знамений посылается через иконы, которые источают миро, плачут кровавыми слезами, особенно перед войнами!
Обновление икон без вмешательства рук человека тоже случается.
Спасибо, что поделились такой историей!
Комментарий отредактирован автором
24 января 2024 г.
Ответить
Елизавета Боровская
Чердынский музей, спасибо за рассказ. Всё больше хочется к вам приехать)
Скажите, в Успенской церкви всё-таки фреска или настенная роспись?
28 января 2024 г.
Ответить
Чердынский Музей
Елизавета, приезжайте конечно. Большие специалисты склоняются, что это фреска.
7 февраля 2024 г.
Ответить
Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город