Помните ли вы свой первый визит в музей? А какие воспоминания остались у вас от школьных походов в музеи?
Как сейчас помню. Мемориальный музей-квартира. Зима. На улице пронизывающий ветер, а в музее тепло. Кажется, это 7 или 8 класс школы. Надеваем эти нелепыми шерстяные тапки (помните, такие, на веревочках, огромного размера?). В них забавно скользить по паркету, правда, учительница быстро пресекает такое поведение. В комнатах довольно тесно. Везде ограничительные леера. Экскурсовода не очень хорошо слышно, хотя я стараюсь стоять поближе. Хорошо поставленная речь-монолог, быстро становится скучно. Скорее бы в автобус, чтобы поесть и обменяться записками с девчонками, сидящими впереди…
Знакомая картина?
Какой именно это был музей, я сейчас и не вспомню. А вот ощущения свежи. До 9 класса, когда я пошла учиться на Школу юного экскурсовода на базе ГМЗ «Петергоф», музеи были для меня довольно скучным местом.
А вот знакомство с закулисьем музейной жизни произвело неизгладимое впечатление. Впрочем, обо всём по порядку.
Мне повезло родиться и вырасти в Петергофе. Буквально с рождения я видела дворцы и парки Петергофа. Интересно, что в детстве они не воспринимались как музей (то есть особое место с ограничениями, правилами). Это было что-то неотъемлемое, незыблемое. Часть жизни. Моя мама начала работать в музее-заповеднике внештатным экскурсоводом, затем музей и гимназия, где я училась, открыли совместный проект: двухлетнюю Школу юного экскурсовода. Уже по итогам первого года обучения я подготовила и успешно сдала экскурсию по дворцу Марли.
Веду обзорную экскурсию по Нижнему парку ГМЗ "Петергоф" для туристов из Белоруссии. Я в красной кепке. Лето 2005 года.
Одновременно с этим в школе, на уроке информатики, мы изучали основы HTML, базового языка программирования. Финальное задание было таким: мы должны были сделать сайт на любую тему. Я выбирала недолго. У меня был текст экскурсии по дворцу, я сделала фотографии и в итоге создала … виртуальный музей? Это был 2004 год! Так я поняла, что мне интересно изучать музеи и компьютерные технологии. Поступив на кафедру музейного дела и охраны памятников СПбГУ, на втором курсе я окончательно определилась со специализацией и начала последовательно погружаться в тему цифровизации культуры.
Скриншот главной страницы сайта, который я сделала в 9 классе. 2004 год.
Шли годы. Мне довелось поработать в самом первом российском музее – Кунсткамере, в Государственном историческом музее. Это отдельная история. С 2014 года я работаю на фрилансе и развиваю свой проект «Идеи для музеев». Это сообщество и медиа для музейных сотрудников. Активно веду свой блог о музейном.
Выступление в лектории Российского общества "Знание" 3 января 2024 года. ВДНХ
А с рождением детей я стала по-новому смотреть на привычные музейные пространства. И теперь мне очень интересно не только посещать музеи с детьми – тоже буквально с рождения, но и показывать коллегам удачные (и не очень) подходы к организации семейного досуга в музеях.
Северный морской музей. Лето 2023 года.
Мой блог на этом портале – пространство для диалога между посетителями и музейщиками. Мне хочется показать, как меняются музеи, как становятся доступными для семей с детьми. Рассказать родителям, как подготовиться к визиту, как можно использовать музейные ресурсы для развития ребёнка. Поделиться историями из наших семейных путешествий. Обсудить увиденное. Попробуем?
И картина Дейнеки в тему: лучшее, что может дать мама малышу до определённого возраста - это саму себя ;-)