22 января 2024 г.
8
1
93

Идём в музей... с детьми!

Нравится Нравится
Поделиться

Помните ли вы свой первый визит в музей? А какие воспоминания остались у вас от школьных походов в музеи?

Как сейчас помню. Мемориальный музей-квартира. Зима. На улице пронизывающий ветер, а в музее тепло. Кажется, это 7 или 8 класс школы. Надеваем эти нелепыми шерстяные тапки (помните, такие, на веревочках, огромного размера?). В них забавно скользить по паркету, правда, учительница быстро пресекает такое поведение. В комнатах довольно тесно. Везде ограничительные леера. Экскурсовода не очень хорошо слышно, хотя я стараюсь стоять поближе. Хорошо поставленная речь-монолог, быстро становится скучно. Скорее бы в автобус, чтобы поесть и обменяться записками с девчонками, сидящими впереди…

Знакомая картина?

Какой именно это был музей, я сейчас и не вспомню. А вот ощущения свежи. До 9 класса, когда я пошла учиться на Школу юного экскурсовода на базе ГМЗ «Петергоф», музеи были для меня довольно скучным местом.

А вот знакомство с закулисьем музейной жизни произвело неизгладимое впечатление. Впрочем, обо всём по порядку.

Мне повезло родиться и вырасти в Петергофе. Буквально с рождения я видела дворцы и парки Петергофа. Интересно, что в детстве они не воспринимались как музей (то есть особое место с ограничениями, правилами). Это было что-то неотъемлемое, незыблемое. Часть жизни. Моя мама начала работать в музее-заповеднике внештатным экскурсоводом, затем музей и гимназия, где я училась, открыли совместный проект: двухлетнюю Школу юного экскурсовода. Уже по итогам первого года обучения я подготовила и успешно сдала экскурсию по дворцу Марли.

Веду обзорную экскурсию по Нижнему парку ГМЗ "Петергоф" для туристов из Белоруссии. Я в красной кепке. Лето 2005 года.

Веду обзорную экскурсию по Нижнему парку ГМЗ "Петергоф" для туристов из Белоруссии. Я в красной кепке. Лето 2005 года.

Одновременно с этим в школе, на уроке информатики, мы изучали основы HTML, базового языка программирования. Финальное задание было таким: мы должны были сделать сайт на любую тему. Я выбирала недолго. У меня был текст экскурсии по дворцу, я сделала фотографии и в итоге создала … виртуальный музей? Это был 2004 год! Так я поняла, что мне интересно изучать музеи и компьютерные технологии. Поступив на кафедру музейного дела и охраны памятников СПбГУ, на втором курсе я окончательно определилась со специализацией и начала последовательно погружаться в тему цифровизации культуры.

Скриншот главной страницы сайта, который я сделала в 9 классе. 2004 год.

Скриншот главной страницы сайта, который я сделала в 9 классе. 2004 год.

Шли годы. Мне довелось поработать в самом первом российском музее – Кунсткамере, в Государственном историческом музее. Это отдельная история. С 2014 года я работаю на фрилансе и развиваю свой проект «Идеи для музеев». Это сообщество и медиа для музейных сотрудников. Активно веду свой блог о музейном.

Выступление в лектории Российского общества "Знание" 3 января 2024 года. ВДНХ

Выступление в лектории Российского общества "Знание" 3 января 2024 года. ВДНХ

А с рождением детей я стала по-новому смотреть на привычные музейные пространства. И теперь мне очень интересно не только посещать музеи с детьми – тоже буквально с рождения, но и показывать коллегам удачные (и не очень) подходы к организации семейного досуга в музеях.

Северный морской музей. Лето 2023 года.

Северный морской музей. Лето 2023 года.

Мой блог на этом портале – пространство для диалога между посетителями и музейщиками. Мне хочется показать, как меняются музеи, как становятся доступными для семей с детьми. Рассказать родителям, как подготовиться к визиту, как можно использовать музейные ресурсы для развития ребёнка. Поделиться историями из наших семейных путешествий. Обсудить увиденное. Попробуем?

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 8

Федор Минаичев
Очень интересная рубрика. Приятно читать. Спасибо!
22 января 2024 г.
Ответить
Елизавета Боровская
С удовольствием почитаю, хотя мне кажется, ничего специального традиционным музеям не нужно менять в своей структуре. Это родителям и педагогам нужно подготовиться и смочь донести до детей ценность музеев. Но может как раз об этом и будет речь)
И картина Дейнеки в тему: лучшее, что может дать мама малышу до определённого возраста - это саму себя ;-)
22 января 2024 г.
Ответить
Елена Обидина
Елизавета, да, согласна с вами! Когда серьёзный музей встаёт "на колени" перед посетителями-детьми, а гид упрощает экскурсию до двух интерактивных притопов-прихлопов - это непрофессионально. Нужно уметь работать с любыми гостями. У меня был незабываемый опыт, когда в тур "Сладостные воспоминания" в Воткинский дом-музей П.И. Чайковского поехали москвичи с годовалым сыном. Я заранее предупредила экскурсовода - Маргариту Метлякову (она только что вошла в тройку "Лучших гидов России" в номинации "Музей"!) Поясню, Маргарита ведёт двухчасовую экскурсию в образе матушки композитора Александры Андреевны. Она даёт бесценный материал, дирижирует эмоциями взрослых и детей, читает наизусть письма и воспоминания. Каждая её экскурсия подразумевает тесную связь именно с этой группой, этими людьми. Маргарита сразу обратилась к молодой маме, выяснила, что самого юного гостя зовут Коля, как "её старшего сына Николеньку", спросила про зубки - да и повела всех гостей-экскурсантов по дому. И всё время почти незаметно уделяла внимание ребёнку, голосом его ободряя и чем-то заинтересовывая. Там, где можно было, - ребёнок ползал и всё трогал. Радостные родители фотографировали, как сын "ходил пешком" под роялем будущего композитора и бильярдным столом в приёмной его отца. Где нельзя - по моему кивку Коля переходил на папины руки. К чести смотрительниц ни одна не нарушила театрализованную экскурсию, не вышла из "укрытия" и не кинулась воспитывать родителей и оттаскивать дитя от экспонатов. В мезонине, в детской Николенька ползал в ногах у Александры Андреевны и весело лепетал, пока она рассказывала о "своих детях". Группа стояла-слушала заворожённая. Николенька невольно усиливал впечатление и добавлял достоверности рассказу! Кстати, Анне знаком этот музей, она там выступала.
22 января 2024 г.
Ответить
Елизавета Боровская
Елена, шикарный пример! У меня тоже из-за большого опыта наблюдения за экскурсоводами и экскурсантами множество историй есть. Конечно, сочетание профессионала-экскурсовода с интеллигентными родителями и более-менее управляемым ребёнком - это завидный пример. В моей практике гораздо больше обратных примеров, к сожалению. Но будем надеяться на любопытный контент Анны) Обсудим ;-)
28 января 2024 г.
Ответить
Мне нравится, что сейчас во многих музеях появляется интерактив для детей. В игровой форме информация лучше воспринимается детьми
23 января 2024 г.
Ответить
Марина Кошелева
Очень актуальная тема. Нужно безусловно ходить с детьми в музеи, но зачастую мамы и папы устраивают марш броски, не учитывая возможностей и интересов ребенка. Я покупала сыну в средней школе абонемент на экскурсии в Пушкинском музее. Нам очень повезло с экскурсоводом. Дети затаив дыхание слушали этого профессионала. Это был прекрасный и очень полезный опыт!
4 февраля 2024 г.
Ответить
Анна Михайлова
Спасибо за такой живой отклик! Как раз пишу новую статью по мотивам семейного посещения Эрмитажа и Русского музея :) А еще выставки о Короле и шуте в Севкабеле.
27 февраля 2024 г.
Ответить
Анна Михайлова
А вот и новая статья о первом посещении Эрмитажа https://idemvmuzei.ru/blog/pervyj-raz-v-ermitaz-1709204554
29 февраля 2024 г.
Ответить
Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город