У каждого предприятия есть своя история, но часто она не полностью запечатлена или совсем не отражена в архивных документах, и некоторые события прошлых лет приходится воссоздавать "по крупицам" - из музейных материалов, старых газетных вырезок, по фотографиям и воспоминаниям участников, особенно если это события давно минувших дней. Предлагаю вашему вниманию краткий рассказ о Всесоюзном мотопробеге 1978 г. по Средней Азии на мотороллерах Вятка-3 "Электрон", посвященный 60-летию ВЛКСМ, и организованный Вятско-Полянским машиностроительным заводом.
Маршрут пробега
Мотопробег протяженностью 9 тысяч километров проходил по республикам Средней Азии, Кавказа, Краснодарскому краю, Украине, Молдавии и ряду областей Европейской части РСФСР по маршруту: Алма-Ата (ныне Алматы) — Фрунзе (ныне Бишкек) — Ташкент — Ленинабад (ныне Худжанд) —Ашхабад — Баку — Краснодар — Донецк — Николаев — Одесса — Кишинев —Киев — Москва — Вятские Поляны. Руководил пробегом в то время мастер механического участка одного из цехов завода Б. П. Баршинов.
В состав 12 водителей мотороллеров были включены, в основном, в порядке поощрения, молодые передовики производства. Участвовали в мотопробеге и две девушки. Всего в команде было 15 человек. Сопровождал команду агитационный автобус и грузовой автомобиль. Также в составе колонны был раллийный автомобиль «Москвич» из Ижевска с корреспондентом из журнала "За рулём". Руководитель заводской киностудии «Эврика» Посохин О. Б. (он же режиссер и оператор) снимал путешествие на камеру.
Команда прибыла в Алма-Ату на поезде (мотороллеры - в багажном вагоне). Автобус и автомобили прибыли своим ходом. Участников пробега гостеприимно принял ЦК ДОСААФ Казахской ССР, автошкола которого открыла свои ворота для наших машин. В Алма-Ате были 3 дня. Посетили высокогорный открытый каток Медео. В то время это был один из двух самых лучших в мире высокогорных катков. На площади перед Центральным стадионом и Дворцом спорта Казахской ССР состоялась встреча с любителями мотоспорта и техники. На встрече была организована техническая викторина и «бюро добрых услуг», где механики завода провели бесплатное техническое обслуживание и ремонт мотороллеров «Электрон», принадлежащих алмаатинцам.
Старт из Алма-Аты был дан 26 марта, первые километры дорога была ровная, шли без всяких препятствий. Преодолели перевал Кордай, о котором много рассказывали, пророча его непреодолимость. Высота подъема на этом участке маршрута - почти 500 м. Однако опасения были напрасны, даже необкатанные машины отлично взяли этот рубеж. Во Фрунзе (Бишкеке) встречались с представителями ЦК ВЛКСМ Киргизии, в Ташкенте, столице Узбекистана, показали фигурное вождение на мотороллерах, проводили бесплатное техобслуживание и ремонт мотороллеров, консультировали по техническим вопросам.
По дороге, на стоянках во время отдыха встречались с местными жителями, и такие встречи были постоянными. В населенных пунктах сопровождала Госавтоинспекция на автомобилях или мотоциклах. По пути посетили республику Таджикистан, г. Ленинабад (Худжанд), по дороге в Самарканд проезжали ущелье гор Нуратау, оставили свои автографы на скале. Ворота Тамерлана - так называют узкий коридор, который начинается двумя огромными сланцевыми скалами и тянется на несколько километров. Кажется, что горы специально расступились, пропуская реку и две дороги, автомобильную и железную, идущие параллельно. В древности это был единственный путь из Самарканда в дикие кочевые степи Казахстана.
Останавливались в Самарканде и Бухаре, достопримечательности, в том числе Медресе Тилля-Кари на центральной площади Регистан в Самарканде и знаменитый базар в Бухаре. Везде заводчан встречали с хлебом-солью, часто с музыкой и танцами, дарили подарки. По пути в Мары (Туркменистан) переправлялись через реку Аму-Дарью на пароме. Проезжали песчаную пустыню Каракумы (Черный песок) – голые равнины, саксаулы. А в небольших оазисах - красные поля цветущих маков. Через 100 км после Ашхабада побывали в Бахарденской пещере с её подземным озером, и поплавали в нём. Температура воды - от 33 до 38 градусов Цельсия круглый год. А дальше был самый длинный однодневный пробег до Красноводска (ныне Туркменбаши).
Из Красноводска переправились на пароме по другую сторону Каспийского моря в Баку, столицу Азербайджана. В Баку также были экскурсии и встречи. Многие жители удивлялись и восхищались мужеством наших спортсменов. Дальше была дорога по Дагестану, Кабардино-Балкарии, югу России, Украине и Европейской части СССР. Надолго остался в памяти спортсменов Фестиваль горняцкой песни, проходящий в городе Донецке. В перерыве между выступлениями шахтеры приветствовали нашу команду.
Гостеприимными и доброжелательными были встречи, куда бы ни прибывали участники мотопробега. Корреспондент журнала «За рулем» Б. Синельников, который был приглашен в пробег и проехал с участниками среднеазиатскую часть маршрута, написал о пробеге в своей статье: «Путешествие на мотороллере, движущемся со сравнительно небольшой скоростью (нет худа без добра!), не только меньше утомляет водителя, но и дает возможность острее ощущать природу, лучше рассмотреть и запомнить все, что встречается на пути. Лишний раз убедился в этом, открывая для себя множество красивейших мест, один вид которых приносит радость и поднимает настроение».
Дальнейшая дорога до Москвы не представляла сложности, маршрут был знаком участникам предыдущих пробегов. В Москве посетили Красную Площадь и сфотографировались на фоне Кремля и Собора Василия Блаженного. Из Москвы долгожданный путь домой: девять тысяч километров за 45 дней, преодолевая горные перевалы, в ураганные ветры, дождь и слякоть, прошли участники мотопробега, представители разных заводских профессий, и 16 мая прибыли в родной город. Этот мотопробег на мотороллерах Вятка был последним в советской истории завода.
По материалам фондов музея истории завода «Молот», с использованием
воспоминаний и личных архивов участников мотопробега, 2024г.
![9 тысяч километров на мотороллерах по Средней Азии 9 тысяч километров на мотороллерах по Средней Азии](/storage/blog/cb/91/cf/5b/34/0a/e0/c4/marshrut_probega.png.thumb1180.jpg)
22 ноября 2024 г.
0
0
286
9 тысяч километров на мотороллерах по Средней Азии
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER
Комментарии 0
Комментарий отправлен, спасибо!
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.