2024年10月31日
0
0
576

展览 «20世纪版画艺术家作品中的博罗丁诺战场纪念碑» 版画收藏是博罗丁诺战场博物馆-保护区馆藏中最大的收藏之一。其中相当大的一部分是上个世纪(20世纪)艺术家的作品,包括描绘博罗丁诺战场及其纪念碑的图像。首先是为纪念战役百年(1912年)而在库图佐夫和拿破仑的指挥所及俄军各团所在处竖立的纪念碑。版画家们还对斯帕索-博罗丁斯基修道院(建在巴格拉季奥诺夫的前线工事——博罗丁诺俄军主要防御工事之一的原址)以及博罗丁诺村的基督诞生教堂(战役的见证)给予了极大关注,当然还有博罗丁诺战场那无垠的广阔天地。 展出作品的年代为1970—1990年——这一时期博罗丁诺战场进行了大规模修复,恢复了苏维埃时期遗失的建筑与纪念物。那些作品不仅让人看到这一对战场史具有重要意义的时代风貌,也展示了多种版画与绘画技法——既有铅笔或赭粉(sanguine)的单色素描、粉彩、水彩,也有各种版画形式:蚀刻、单幅印刷(монотипия)和石版画等。 展览中最完整地呈现了M.S. Kachalov的创作——这位当代版画家在生平上与博罗丁诺战场有着密切关联。首先是一组为纪念战役175周年而于1987年创作的大量蚀刻版画。该组作品的核心是斯帕索-博罗丁斯基修道院——此前不久由修复者重新恢复。后来作者为其中一些蚀刻上了彩色,展览让观众得以比较某些蚀刻的单色与彩色版本。与这些版画配套的还有作为复制图像基础的一些单色铅笔和赭粉素描。Kachalov的许多作品具有特殊的深度和色调饱和感,巧妙地利用了蚀刻技术的特点。而在另一些蚀刻中,则呈现出一种对复制性版画而言非同寻常的“假装粗疏”的笔触感,这一效果被优雅的水彩着色进一步强化。 A.T. Kuznetsov也于1987年创作了一系列以博罗丁诺战场风景为主题的铅笔素描,这些素描后来也成为蚀刻的基础。他的作品在细节的传达上尤为严谨,包括对战场纪念碑建筑细部的刻画。 在L.V. Khinshtein的作品中,博罗丁诺战场以独特的视角出现,既有克制的素描,也有色彩鲜明的单幅印刷作品。Khinshtein本职为动物画家,是著名的V.A. Vatagin的学生。N.S. Bogorodskaya则接受过电影美术方面的教育,她作品中那种亮丽而节日化的色彩感在展出的博罗丁诺风景中亦可感受到,这些作品使用了看似儿童化的媒介——彩色铅笔并辅以粉彩。相反,G.I. Ivanova的自印石版画在色彩上极为克制,以极细腻和抒情的笔触传达了博罗丁诺战场的广袤无垠。对这片土地的关切正是联结本次展出各位作者的共同点。

分享

Коллекция графики – одно из крупнейших собраний в фондах музея-заповедника «Бородинское поле». Значительное место в ней занимают произведения художников минувшего XX столетия, в том числе работы с видами Бородинского поля и его памятников. Это, в первую очередь, монументы, установленные к столетию сражения в 1912 году на командных пунктах М.И. Кутузова и Наполеона и местах расположения полков русской армии. Немалое внимание художников-графиков привлекал и Спасо-Бородинский монастырь, воздвигнутый на месте Багратионовых флешей – одного из главных укреплений русской армии, и церковь Рождества Христова в селе Бородине – свидетель сражения, и, конечно, бескрайние просторы Бородинского поля.

Представленные на выставке работы датируются 1970-1990 годами – временем, когда на Бородинском поле проходила масштабная реставрация и восстановление утраченных в советское время объектов. Они позволяют не только увидеть Бородинское поле в эту важную для его истории эпоху, но и получить представление о различных графических техниках – это и однотонные рисунки карандашом или сангиной, и пастель, и акварель, и различные виды гравюры – офорт, монотипия, литография.

Наиболее полно представлено на выставке творчество М.С. Качалова – современного художника-графика, тесно связанного своей биографией с Бородинским полем. В первую очередь, это обширный цикл офортов, выполненный в 1987 году к 175-летнему юбилею сражения. Центральное место в нём занимает Спасо-Бородинский монастырь, лишь незадолго до того возрождённый реставраторами. Позднее некоторые из этих офортов были раскрашены автором, и выставка позволяет сравнить монохромный вариант некоторых офортов с цветным. Их дополняют ставшие основой для тиражного изображения однотонные рисунки карандашом и сангиной. Многим работам Качалова присуща особая глубина и насыщенность тона, умело использующая особенности техники офорта. В других офортах, напротив, достигнута необычная для тиражной графики ложная небрежность рисунка, особенно усиленная изящной акварельной раскраской.

Цикл карандашных рисунков с пейзажами Бородинского поля, также ставших затем основой для офортов, выполнил в 1987 году и А.Т. Кузнецов. Его работам присуща особая тщательность в передаче деталей, в том числе архитектурных особенностей монументов поля.

Под необычными ракурсами предстаёт Бородинское поле в сдержанных рисунках и ярких цветных монотипиях Л.В. Хинштейн, по основной специальности художника-анималиста, ученицы прославленного В.А. Ватагина. Н.С. Богородская, в свою очередь, получила образование как художник кино. Яркость и праздничность колорита, присущие её творчеству, ощущаются и в представленных на выставке видах Бородинского поля, исполненных такими, казалось бы, детскими средствами, как цветные карандаши, дополненные пастелью. Напротив, чрезвычайно сдержанны по колориту автолитографии Г.И. Ивановой, с особой тонкостью и лиризмом передающие необъятность Бородинского поля, интерес к которому объединил авторов всех представленных на выставке работ.

你在文本中发现错误了吗? 选择它并单击
CTRL
+
ENTER

评论 0

评论已发送,谢谢!

你最近看过吗

给你的一封信!
每周一次,我们将发送公告,博客,促销和博物馆更新。 以及在你的城市和全国各地的展览。
字段填写错误
您需要确认您的订阅。
电子邮件已发送到指定的电子邮件地址.
选择一个城市
城市
Выбрать язык
语言