29 февраля 2024 г.
0
0
182

Возвращение в Мотогород

Нравится Нравится
Поделиться

Есть разночтения в датах рождения и смерти. Но мы точно знаем его первое место в истории отечественных мотоциклов. 90 лет назад в начале марта он погиб в Сочи при невыясненных обстоятельствах. Могилу потеряли и нашли только через 80 лет. А 4 года назад он вернулся памятником в свой Мотогород.

Создатель первого отечественного мотоцикла Пётр Владимирович Можаров (1888-1934) – личность уникальная, мощная и цельная! Его время – рубеж веков, смена строя, этап стремительного развития страны и промышленного ренессанса. Его наследство – яркие и перспективные конструкторские решения, опыт отработки технологий, пример быстрого производственного воплощения мечты. Сорок пять лет его короткой стремительной жизни изобилуют крутыми виражами и прыжками через препятствия, как это и принято в мотогонках.
В среде историков, инженеров-популяризаторов, мотофанатов и байкеров принято отмечать день рождения Петра Можарова 7 сентября. Хотя, если учесть смену календарей после 1918 года, то 7 сентября – дата по старому стилю, а по действующему Григорианскому календарю – 19 сентября. Согласно документам, полученным Можаровым во время учёбы в Германии, дата его рождения – 7 (19) октября. Исследователь истории рода Можаровых, его правнучатая двоюродная племянница Виктория Лещук считает самой точной дату, указанную в церковной книге Михайло-Архангельской церкви села Саюкино Тамбовской губернии: 17 октября 1888 года.

Потомственный дворянин Владимир Петрович Можаров служил управляющим спиртового и деревообделочного заводов, принадлежавших его брату Ивану Петровичу. Сын управляющего Пётр с малых лет познакомился с техникой, увлекался фотографией, окончил двухклассное начальное училище в п. Нащекино, затем Первые московские электротехнические курсы. В 1910 году на средства дяди Пётр Можаров уехал учиться в Германию: поступил на инженерный факультет Лейпцигского университета. Но окончил Теплотехнический техникум в городе Миттвайде, диплом которого приравнивался к высшему инженерному образованию, но подразумевал больше практических знаний. За годы учёбы Можаров в совершенстве освоил вождение автомобилем и аэропланом, но предпочтение отдавал мотоциклам. Попробовал на практике 27 марок разных производителей, участвовал в соревнованиях, накатав за 4 года более 60 тысяч километров. С началом Первой мировой войны Можаров, естественно, вернулся на Родину. Прославился на всю Тамбовскую губернию как изобретатель (аэросани, глиссеры, аэроплан). В 1915 году Пётр Владимирович устроился инженером-теплотехником на военное производство – Тамбовский пороховой завод. Ему поручили конструирование и оснащение оборудованием зданий пороходелательного производства. По сути дела Можаров создал его заново. Предложенные им технические решения оказались столь прогрессивными, что на основополагающую их часть Пётр Владимирович получил патент. Он работал конструктором, начальником цеха, стал главным инженером завода. Но в 1924 году, как только точно узнал о планах создания отечественного мотоцикла, добился своего назначения на Ижевские сталезаводы РУЖ.

Инженер-конструктор Пётр Можаров приехал в Ижевск вместе с женой Варварой Петровной и двухлетним сыном Борисом. Поселился в «Инженерном бараке № 22» (деревянные элитные дома на несколько семей в центре города). Соседи наблюдали его ежедневную зарядку с гирями, пугались его волчонка (вместо домашней собаки). На восстановленном им старом мотоцикле AJS (Stevens) Пётр Владимирович ездил на работу, с работы и везде по городу, пугая обывателей и вызывая интерес у мальчишек. Он начал подготовку к созданию опытных мотообразцов на экспериментальном участке («Мотоциклетной секции») оружейного завода. По заданию РУЖ-треста с октября по декабрь 1927 года П.В. Можаров и его коллега Г.И Адамович были в командировке в Германии, побывали на 23 мотопредприятиях, привезли множество деталей, двигателей, агрегатов и, главное, техническую документацию. В 1928-1929 годах Можаров работал сразу над серией из трёх конструкторских проектов первых отечественных мотоциклов. Он создал тяжёлый мотоцикл с двигателем 1200 кубов (ИЖ-1), машину с принудительным охлаждением двигателя и приводом на колесо коляски (ИЖ-2), первый мотоцикл-одиночку с мотором от Wanderer (ИЖ-3). В начале 1929 года Можарова назначали руководителем «Мотосекции», под его началом трудились уже 9 инженеров. Они разрабатывали модели средних и лёгких мотоциклов: ИЖ-4, ИЖ-5, ИЖ-6. В 1929 году Можаров снова был в командировке в Германии. Месяц трудился на заводе «Байроме-Моторенборне» (BMW), предложил 17 замечаний по мотоциклам, и особенно по BMW R-16 и его коляске. Фирма учла несколько замечаний, в итоге премировала Можарова мотоциклом и контейнером запчастей. На митинге в честь выпуска ИЖ-1 Пётр Владимирович сказал: «То, что сделали мы, для педантичного немца было бы безумием. Но это безумие кончится победой советского мотоцикла. Конструктивно независимая машина создана нами всего за восемь месяцев. Вдвое быстрее, чем создают в Берлине!»

До сих пор ИЖ-1 поражает своей мощной, суровой красотой. Он напоминает одновременно сильное животное и бронированный катер. Подобно рогам могучего зверя сложно изогнут большой руль с особыми кожухами (ушами) на концах для защиты рук. Блестящие болты, заклёпки, ребристый кокон. И совершенно кавалерийское седло, для «плотной посадки» водителя, для слияния человека и мотоцикла в одно целое. По воспоминаниям, Пётр Владимирович месяца два мог сидеть у пустой чертёжной доски, думая, иногда записывая что-то в крохотной книжечке. Потом за день-два выдавал изящный, отточенный чертёж, показывающий всю компоновку машины. Человек щедрого таланта, он действовал, как скульптор, создающий не просто единственную фигуру, а целую серию работ.

В сентябре 1929 года первые ижевские мотоциклы отправились в длительный мотопробег: Нижний Новгород-Москва-Ленинград-Псков-Брянск-Харьков-Москва, всего 3.300 км. Вернувшись в Ижевск с множеством планов и новых проектов, Можаров узнал о решении Госкомиссии ВСНХ свернуть мотопроизводство в Ижевске. А самого инженера Можарова направили в Ленинград для обустройства мотоциклетного производства на действующих заводах. Уже без своего лидера-вдохновителя, методом народной стройки ижевчане завершили строительство Опытного мотозавода. Первого мая 1933 года прошла официальная государственная регистрация ИжМЗ.
В Ленинграде на заводе «Красный Октябрь» под руководством Петра Можарова создали образец Тремасс-300, его прототипом был немецкий мотоцикл DKW Luxus-300. После очередного испытания мотопробегом и необходимых улучшений в январе 1931 года начали производство массового мотоцикла Л-300. Сам Можаров переехал в Москву, где возглавил КБ Мотоциклостроения при МВТУ имени Баумана и приступил к разработке первого отечественного армейского мотоцикла НАТИ-А-750. Выпуск первой партии этих мотоциклов запланировали в Ижевске. В 1932 году Можаров вернулся в ставший родным Мотогород со своей командой. Ижевские конструкторы взялись за основательную переделку привезённой документации на Л-300, попутно внося в неё существенные изменения. В результате появились чертежи на новую марку ИЖ-7. По решению Наркомата машиностроения тяжёлые машины решено было выпускать на Подольском механическом заводе. И Можаров второй раз уехал из Ижевска, чтобы на новом месте снова организовать мотоциклетное производство.

Разумеется, после многолетней напряжённой работы Петру Владимировичу требовался основательный отдых. Официально, он получил путёвку в Сочи, в партийный санаторий. Но не утомление и не отчаяние стали причиной его гибели. Как писал Пётр Владимирович в оказавшемся последним письме жене: «Мне дьявольски хочется работать в это время, когда моё кровное дело «Совмотоцикл», наконец, красуется на выставке Партсъезда». 11 марта 1934 года Варваре Петровне сообщили, что Можаров застрелился в своём номере, и его уже похоронили на Завокзальном кладбище города Сочи. Документы, касающиеся смерти Можарова и находившиеся в архивах КГБ, ещё не изучены. По мнению его биографа О.В. Курихина, Можаров со своим бешеным энтузиазмом и абсолютной преданностью делу очень мешал кому-то в НКВД и Наркомате обороны.
А Ижевский мотозавод до 1941 года выпустил более 17 тысяч мотоциклов трёх марок: ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9. И хотя во время Великой Отечественной войны предприятие получило новый оборонный профиль, но до самого акционирования называлось Мотозаводом. В честь 130-летия Петра Можарова и 85-летия АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг » 9 июня 2018 года был открыт памятник создателю первого отечественного мотоцикла и организатору ижевского мотопроизводства. Автор памятника - скульптор Павел Медведев. Никаких пышных постаментов. Пётр Владимирович стоит практически на земле, рядом со своим детищем, смотрит в сторону двух сохранившихся «инженерных бараков» и восстановленного Свято-Михайловского собора. Серьёзный, собранный, харизматичный человек с волевым взглядом усталых глаз…

История отечественного мотопроизводства и деятельность П.В. Можарова представлены в Ижевске сразу в нескольких постоянных экспозициях: в Национальном музее Удмуртской Республики, музее завода «Ижмаш», Экспоцентре «Аксион» и частном мотомузее братьев Артёма и Павла Кожушковых.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 0

Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город