Василий Васильевич Верещагин - русский художник-баталист, путешественник и военный. Творчество художника проникнуто темой войны. Он не любил её, но за свою жизнь прошёл множество войн и получал отличительные награды. Среди них - Георгиевский крест за оборону Самарканда и золотую шпагу за русско-турецкую войну. Шпагу, к слову, он так и не взял тем самым обидев Великого князя Николая Николаевича, младшего брата царя Александра ll. И вообще, награды художник принимал неохотно, считая их не важными. Верещагин обладал сильным и вспыльчивым характером, носил в кармане револьвер, который не редко доставал в спорах. Талант Василия Верещагина яркий и многогранный ещё при жизни был высоко оценён во всём мире. О непростой судьбе художника, его взглядах на творчество и признание сегодня и поговорим.
Василий Верещагин. Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. 1869-1870г.
Василий Верещагин. Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент. 1869-1870г. Третьяковская галерея.
Василий Верещагин. Политики в опиумной лавочке. Ташкент. 1870г.
Василий Верещагин. У дверей мечети. 1873г.
Василий Верещагин. Портрет бачи. 1867-1868г. Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Факир. 1874-1876г.
Василий Верещагин. Двери Тимура (Тамерлана). 1872г. Третьяковская галерея.
Художник родился 26 октября 1842 года в Череповце. Василий рано проявил интерес и способности к рисованию, но родители не поощряли увлечение сына: «Сыну столбового дворянина, 6-й родословной книги, сделаться художником – что за срам!». Среди вологодского и новгородского дворянства военная карьера являлась престижной и обязательной. С детства Василия готовили в военные. Как и братья, в 8-ми летнем возрасте он поступает в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Художник блестяще окончил учёбу, но морская болезнь станет преградой к карьере морского офицера.
Василий Верещагин. Богатый киргизский охотник с соколом. 1871г. Третьяковская галерея
Василий Верещагин. Два факира. 1874-1876г. Третьяковская галерея.
Василий Верещагин. Факиры. 1874-1876г.
Василий Верещагин. Представляют трофеи. 1872г.
Василий Верещагин. Японка. 1903г.
Василий Верещагин. Араб на верблюде. 1869-1870г.
В 1860 году Василий Верещагин подал в отставку и вопреки желанию отца поступил в Академию художеств, где проучится 3 года. Затем на 2 года уезжает на обучение в Парижскую академию под руководством Жана-Леона Жерома, чьими картинами он восхищался. Вскоре он вернулся в Тифлис, вспоминая: «Я вырвался из Парижа, точно из темницы. И принялся рисовать на свободе с каким-то остервенением». А весной 1866 года художник вернулся на родину, завершить учёбу в Академии художеств.
В это время командующему Туркестанским военным округом генерал-губернатору Константину фон Кауфману потребовался в штат художник, который будет делать зарисовки событий похода в режиме реального времени. Это была первая в жизни художника война. Василий не ограничивался лишь зарисовками, он предпочитал быть в гуще военных действий, считая, что только так можно правдиво изобразить войну - прочувствовав её изнутри и зная о ней из своего личного опыта. В этот поход у художника была битва за Самарканд и осада Самаркандской крепости. А за героизм, проявленный во время защиты Самаркандской крепости, Василий Верещагин был награжден Георгиевским крестом.
Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871г. Третьяковская галерея.
Василий Верещагин. Смертельно раненный. 1873г. Третьяковская галерея.
Василий Верещагин. Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде. 1869-1870г. Третьяковская галерея.
Василий Верещагин. Торжествуют. 1872г.
Именно эта неделя осады сыграла главную роль в формировании взглядов художника и определила всю его дальнейшую судьбу. Своё презрение к войне художник пронесёт через всю жизнь. Но презрение это не пассивное, а действенное: изображая страх, смерть, кровь, горы черепов и грязь художник развеивает идеализацию сражений с её парадными маршами и блеском эполет. Вместо этого Василий показывает истинную цену, которую приходиться заплатить за триумф победы. Художнику было важно передать саму суть вещей, показать вторую сторону медали, не приукрашивая победы и отвагу. Мастер серьезно подходил к делу, подолгу вынашивая идеи картин, снова и снова бывая в местах произведших на него впечатление, писал картины сразу циклами и потому очень расстраивался, когда картины покупали отдельно. Верещагин, помимо живописи, публиковал путевые заметки и прозу, и это было цельным антивоенным высказыванием, выстраданным сполна. Однажды баталист написал: «Больше батальных картин писать не буду - баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого».
В Туркестанской серии Василий Верещагин выполнит 13 полотен, 81 этюд и 133 рисунка. Среди них две наиболее известные картины художника «Апофеоз войны» и «Смертельно раненный». Обе картины выставлены в Третьяковской галерее в Москве.
Василий Верещагин. Монастырь Хемис в Ладаке. 1875г. Третьяковская галерея.
Василий Верещагин. Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре. 1874г. Третьяковская галерея.
Василий Верещагин. Браминский храм в Адельнуре. 1874-1876г.
С первых выставок полотен Верещагина современники поняли, что перед ними гениальный художник. Получая высокие оценки своего творчества от критиков, он также получал и непринятие со стороны публики в блестящих эполетах. Они находили картины мастера упадническими. Им не нравилась беспощадная правдивость, отсутствие в картинах выражения славы побед и величия русских победителей. В 1874 году будущий император великий князь Александр Александрович сказал: «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек». А в 1900 году Василий Верещагин был номинировал на Нобелевскую премию мира – первую в истории.
Василий Верещагин. Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Агре. 1874-1876г. Третьяковская галерея.
Василий Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874-1876г. Третьяковская галерея
Впоследствии художник побывает ещё ни на одной войне: Туркестан, Балканы, Палестина, США, Филиппины, Куба, Япония. И всюду будет писать животрепещущие серии картин бесчестия и варварства войны. Выставки художника пройдут во всему миру: Вена, Париж, Берлин, Амстердам, Лондон, а также Соединенные Штаты и Куба. В Штатах его с особым почётом примет президент Теодор Рузвельт.
О его выставке в Вене напишут:
«Выставка картин В. В. Верещагина представляет собою небывалое до сих пор в Вене зрелище. С 9 часов утра и до 10 часов вечера сплошная масса народа не только наполняет собою все здание Kiinstlerhaus'a, в котором помещается выставка картин, но и на улице у подъезда в течение целого дня вы видите несколько сот человек, ожидающих входа на выставку. И если вам удастся наконец пробраться как-нибудь в зал верещагинских галерей – вы не без удивления увидите здесь представителей аристократических фамилий рядом с рабочими, членов высшей бюрократии, важных осанистых генералов вперемежку с мелким бюргером и рядовым линейным солдатом. В Вене это явление небывалое, ибо ни в одном из европейских больших городов классы общества не обособлены так, как в Вене. Но выставка Верещагина произвела как бы нивелирующее действие: и князь, и крестьянин, и миллионер-банкир, и простой рабочий – все наперерыв друг перед другом спешат внести в кассу 30 крейцеров, чтобы поскорее взглянуть на произведения могучего таланта».
Василий Верещагин. Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). Третьяковская галерея
А в марте 1904 года во время русско-японской войны броненосец «Петропавловск», на борту которого находился художник Василий Верещагин, подорвался на мине, унеся под воду большую часть экипажа. Вместе с ним и знаменитого художника. По свидетельствам немногочисленных выживших Верещагин за несколько минут до взрыва поднялся на палубу с походным альбомом.
«Верещагин хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал её жертвой», - напишут в японской газете. Верещагина оплакивал весь мир.
А еще на борту этого броненосца должен был плыть художник Метелица. Но он заболел и старый приятель по кадетскому корпусу, позвал в поход Верещагина.
Интересно, а сколько бы еще он создал шедевров, не попади на борт броненосца….
Верещагин, по-моему, заслуживает куда более пристального внимания, чем ему сейчас уделяют!