Тимур Новиков уникальная по своей многогранности и значимости фигура в мире искусства, переоценить его вклад в развитие культуры невозможно. Его творческая деятельность включала работу в различных жанрах, таких как живопись, графика, кино и музыка. Кроме того, он был известен как организатор выставок, занимался просветительской деятельностью, многое сделал как теоретик искусства и даже основал Новую Академию Изящных Искусств, которая по своему почитала классику и стала частью ленинградского Свободного университета, активно участвовал в освещении тем искусства своего времени, основав вместе с другими художниками журнал "Кабинет".
В 1999 году вместе с Александром Медведевым он написал и издал книги «Похищение Европы» и «Похищение разума», а в 2001-м участвовал в Пунинских чтениях (СПБГУ) с докладом «Две истории современного искусства». Новиков был активным представителем неофициального художественного сообщества и одним из основателей культурных движений, таких как «Новые художники». Позднее они расширилась за пределы изобразительного искусства с появлением композиторов, объединившись с группами "Кино" и "Поп-механика". Они играли музыку и ставили спектакли, а также были готовы сделать искусство из любых предметы в технике ready-made. Их главной целью было преобразование мира с помощью эстетических средств. Владея уникальным чувством стиля и психологии зрителя, Тимур приложил свой талант не только как художник и оформитель, создавая уникальные сценические образы для группы "Кино".
В 1987 году Тимур принимает участие в создании фильма «Асса», в качестве актёра и художника-постановщика. Сотрудничая с режиссером Сергеем Соловьевым, он получил первую в истории премию за художественное оформление в советском кинематографе, став первым медиа-художником в СССР и идеологом «Пиратского Телевидения». Помимо "Ассы", Новиков снимался в фильмах "Рок", "Два капитана-2", "Горе от ума", а так же принимал участие в постановке нескольких спектаклей и балета. А в 1999 стал режиссером-постановщиком таких известнейших картин, как «Кошмар модернизма» и «Золотое сечение».
Вместе с Андреем Хлобыстиным в 1998 году издавал газету «Художественная воля». По инициативе Новикова и Хлобыстина движение «Художественная воля» устроило перфоманс «Сжигание сует» в форте Кронштадта -при большом стечении людей Новиков сжег одну из своих работ, делая отсылку к «кострам тщеславия». Акция была посвящена 500-летию казни флорентийского проповедника - Джироламо Савонаролы:
В своём искусстве Тимур Новиков стремился расширить границы привычных стандартов и привнести новые элементы. Его работы отличались абстрактностью, интуитивной образностью и мастерством использования минималистических элементов и имели сходство со стилем неоэкспрессионизма. Возможно, одержимая творческим действием натура Новикова нуждалась в некоем упорядочении-самоограничении, что нашло отдушину в новом языке художественного выражения - минимализм, четкие прямые линии, вся композиция «чище, ровнее, проще». Так была создана серия пейзажных коллажей "Горизонты", используя принцип перекомпозиции и вторичного использования материалов:
«Мои работы просты — они не загружены информацией; отдых — вот что я стараюсь дать зрителю. В реальности человек отдыхает при созерцании пейзажа... Каждый раз, когда я работаю, я сверяю его [пейзаж] с пространством над кроватью — можно ли будет видеть его каждый день? Не испортит ли он настроения?.. Комфортность восприятия — одна из важнейших задач, которые я ставил перед собой, разрабатывая изобразительную систему», использованную в «горизонтах».
Художник использовал ткань как главный материал для своих работ, линия горизонта создавалась на месте соединения двух разных кусков ткани, пейзаж интуитивно считывался благодаря добавленному крошечному объекту в масштабном поле созданного пейзажа. С включением одной детали на полотне проявлялся лес с бегущим оленем, подводная лодка в море, городская набережная, египетские пирамиды, идущий по пустыне верблюд, восходящее солнце, озеро с лебедем, и т.д. На основе «горизонтов» Тимур Новиков вывел теорию знаковой перспективы, которая, по мнению его последователей, стала языком нового искусства, близкого и современной цифровой эстетике, и древней иероглифике и искусству архаики.
"Иногда в пейзаж бывает трудно войти. Эти ваши пейзажи таковы, что из них трудно выйти" - говорил о его работах Бродский.
Со временем работы художника изменились — на смену простым видам тканей и минималистичным формам пришли новые сюжеты и новая манера исполнения. На полотнах дорогой ткани - шелка, бархата, парчи, символизирующих историчность и мир классического искусства появились медальоны с репродукциями картин прошлого, фотографиями классической скульптуры, античными камеями, портретами, вышивками. Но особый вкус композиции и художественная манера помогают легко узнать руку мастера.