Кандинский был одарённым ребенком. Он великолепно играл на виолончели, фортепиано и рано начал рисовать.
Когда родители Кандинского развелись, его воспитание взяла на себя старшая сестра матери. Именно тётя привила будущему художнику любовь к искусству и в 1912 он посвятил ей книгу «О духовном в искусстве», в которой дал теоретическое обоснование абстракционизму.
Окончил юрфак Московского университета с дипломом первой степени. Удивительно, но факт: будущий абстракционист получил высшее юридическое образование и десять лет своей жизни посвятил праву.
Увлекался этнографией и бытом Русского севера. Кандинский был человеком широкого круга интересов. Одним из его увлечений были этнографические экспедиции, которые и подтолкнули Кандинского начать карьеру художника. Поездка в Вологодскую губернию вдохновила его на создание серии работ, посвященных русскому фольклору.
Был женат на двоюродной сестре – Анне Чемякиной. Они дружили с самого детства, Анна была старше Кандинского на шесть лет и напоминала мать. Их брак просуществовал всего несколько лет.
В 30 лет стал профессиональным художником и отправился в Мюнхен. Он обучался в престижной студии Антона Ажбе и Мюнхенской академии художеств, где сдружился с Явленским, Веревкиным, Добужинским и другими художниками, которые вступили в объединение «Синий всадник».
Кандинский был синестетом. Так, слушая или играя музыку, он одновременно видел цветовые образы, которые запечатлевал на своих картинах. Его изобразительное творчество неразрывно связано с музыкой.
Со второй женой – Ниной Андриевской, прожил до конца жизни. В этом браке родился сын, который умер в трёхлетнем возрасте. С тех пор тема детей стала в паре запретной.
Его искусство не приняли в СССР и нацистской Германии. Семьдесят лет теоретические работы и творчество Кандинского были в СССР под запретом. Их относили к «дегенеративному искусству». После революции Кандинский переехал жить и работать в Германию, но, когда к власти пришли нацисты, художнику с женой пришлось бежать во Францию.
Остаток жизни провёл во Франции. Кандинский работал до самой смерти и умер во французском городе Нёйи-сюр-Сен за три дня до своего 78-летия.