Исаак Левитан – признанный мастер русского пейзажа. На его детство и юность выпали тяжелые испытания – ранняя потеря родителей, бедность и тяжелый физический труд. Близким другом Левитана был Антон Павлович Чехов. И хотя их дружба омрачалась тем, что Чехов заимствовал некоторые сюжеты из биографии Левитана, они смогли сохранить близкие отношения до последних дней художника. Сложная жизнь оставила глубокий след в душе Левитана и отразилась на его здоровье – он имел склонность к депрессиям и в сорок лет умер от аневризмы сердца.
Из-за еврейского происхождения Левитан окончил институт с дипломом учителя чистописания, так и не получив звания художника. Константин Паустовский писал: «Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа.» Тем не менее, Левитан был одним из лучших учеников Василия Перова, Алексея Саврасова и Василия Поленова, входил в товарищество передвижников и стал достойным продолжателем русской живописной традиции.
Он очень любил Россию с ее бескрайними далями, неповторимой красотой и величественностью пейзажей. Русская природа стала лейтмотивом творчества Левитана и именно ему удалось создать один из самых «русских» пейзажей в истории отечественной живописи. Впервые картина «Над вечным покоем» была представлена на 22-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге. Еще до выставки полотно приобрел коллекционер Павел Третьяков. Левитан был рад, что эта работа попала в «колоссальное собрание» Третьякова, о чем писал ему в благодарственном письме.
Картина «Над вечным покоем» – одна из самых больших работ Левитана. Ее размеры – 150×206 см. На картине изображено бескрайнее пространство: уходящая вдаль водная гладь, мыс со старой церковью и кладбищем, а над ними – тяжелое небо с грозовыми тучами. Считается, что основой сюжета картины стали натурные этюды, написанные Левитаном с озёр Островно, Удомля и города Плёса. Искусствоведы сходятся во мнении, что сюжет картины является собирательным и продуманным образом. Картина погружает в состояние созерцательного покоя и через напоминание о бренности бытия, возвеличивает человеческую душу, напоминает о связи человека с силами природы и вселенной.
Полотно было неоднозначно принято зрителями и критиками, которые критиковали «пастозность» живописи и огрехи композиции, но время всё расставило по своим местам, и картина заняла свое место среди шедевров русской живописи. Публицист Василий Михеев называл картину Левитана странной симфонией, неуловимо охватывающей душу. Увидеть полотно можно в собрании Государственной Третьяковской галереи. Также в собрании галереи хранятся графические и живописные эскизы будущей картины.
А в Плëсе вообще один из лучших мемориальных музеев.
Давайте сделаем на сайте раздел, где можно собираться на экскурсии! Есть так много мест, куда самостоятельно не доехать, а турфирмы не везде возят, они больше по традиционным маршрутам.
Сергей Морозов мечтал стать художником и во флигеле рядом с усадьбой устроил себе мастерскую: с большими окнами и высокими потолками. Вскоре он понял, что художника из него не выйдет, и стал меценатом, создал музей. И попросил хозяйку усадьбы, свою мать Марию Фёдоровну Морозову, отдать флигель бездомному и голодающему художнику Исааку Левитану, своему другу и кумиру.
«Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи.
Помню сто лет назад в ЦДХ была выставка Левитана. Я была тогда еще подростком и изо всех сил старалась "приобщиться" к искусству. Но было душно, долго, тяжело. А эта картина меня захватила, я стояла перед ней очень долго, и до сих пор помню ощущение простора, ветра и свободы.