Музей скульптуры имени Петиных можно назвать фамильным. Расскажите об отце семейства, скульпторе Гаврииле Алексеевиче Петине. Каким он был?
Гавриил Алексеевич Петин происходил из бедной деревенской семьи. Его отец рано умер, и мальчик был вынужден выйти на работу в десять лет. Сначала он был помощником сапожника, а потом освоил рабочие профессии каменщика, бетонщика. Петин не был профессиональным скульптором и художником, у него было врожденное чувство объема. Базовые знания он получил в юности, участвуя в ремонте кинотеатра «Победа». Там он познакомился с образованным ленинградским скульптором, который заметил интерес Гаврюши (так ласково называли Гавриила Алексеевича) и начал учить его скульптуре, а впоследствии давать домашние задания. Старшая дочь Петина Надежда вспоминала: «Когда я была маленькой, набегаюсь, приду с улицы и спать. А отец дождется, пока все домашние уснут, и за обеденным столом тут же начинает лепить». И вот так понемногу втянулся.
С женой Машей Петин познакомился в парке «Тополя». Через три дня после знакомства пришел к ее родителям и поставил их перед выбором: либо они дают благословение на брак, либо он попросту выкрадывает их дочь. Вот так они начали жить вместе. Он очень ласково относился к жене, называл ее Марусенькой и Машенькой. Когда Гавриил Алексеевич начал ездить работать в Москву, во Всесоюзный дом народного творчества, то каждый день писал ей письма, присылал детям подарки. Он не мог долго находиться вдали от семьи, был заботливым мужем и отцом, образцовым семьянином.
В начале 40-х годов государство выделило Петину участок в центре города на Комсомольской улице, 59. Так появился их фамильный дом, куда он перевез семью из коммунальной квартиры на Советской, 58. На фронт Гавриила Алексеевича не призывали – у него была бронь. Во-первых, потому, что он был известным в городе и области скульптором, а во-вторых, потому что он работал бутафором при эвакуированном в Оренбург Ленинградском Малом театре оперы и балета. Петин создавал декорации и поддерживал их в порядке, делал диковинные «яства» из папье-маше, поглазеть на которые сбегалась вся соседская детвора.
К сожалению, скульптор ушел из жизни в молодом возрасте при трагических обстоятельствах. Ему было всего 38 лет. Гавриил Алексеевич с женой были на концерте, посвященном очередной годовщине Октябрьской революции. Их дочери – пятнадцатилетняя Надежда и восьмилетняя Идея остались под присмотром бабушки, дальней родственницы. Когда девочки уснули, она ушла, надеясь на скорое возвращение родителей. Посередине концерта, несмотря на уговоры жены остаться, Петин вдруг засобирался домой. Уже подходя к дому, он увидел открытое в нём окно. В дом забрался вор, накануне вышедший из тюрьмы по амнистии и решивший поживиться деньгами. Он узнал, что накануне Петин получил хорошую премию за скульптурную композицию для города Бузулука. Но он не знал того, что Петин никогда не хранил деньги в доме… Гавриил Алексеевич получил огнестрельное ранение и скончался в больнице. Его вдова Мария Петровна больше не выходила замуж и до самой смерти жила в семейном доме. Она проживала там одна, сдавала комнаты студентам.
Гавриил Алексеевич Петин
Как сложилась судьба дочерей Петина?
Отец мечтал, чтобы старшая дочь Надя стала архитектором, а младшая Идея – музыкантом. У Идеи Гавриловны так и вышло: она окончила школу, музыкальное училище, затем Саратовскую консерваторию и по распределению уехала в Великий Новгород, где всю жизнь преподавала музыку в Новгородском музыкальном училище.
А Надя на могиле отца дала клятву, что станет скульптором и продолжит его дело. Она приняла решение поступать в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде. К поступлению ее подготовил знакомый семьи, на тот момент уже учившийся в Репинке. Несмотря на то, что Надя с детства помогала отцу присматривать за городскими памятниками, умела месить и лепить из глины, ей пришлось нелегко без определённых теоретических знаний. Но она поступила. В первое время ей приходилось догонять однокурсников, у которых за плечами были художественные училища, отработанные навыки. Надя лепила днями и ночами и в конце концов смогла перегнать их – ее дипломная работа была приобретена Ленинградским музеем истории религии и атеизма, что стало признанием ее таланта, мастерства и профессионализма.
Петин был мастером монументальных работ и создавал скульптуры героев своего времени: Ленина, Сталина, Чкалова, Ворошилова, достигавших порой более трёх метров в высоту. У Надежды же было больше малых форм, скульптурных портретов людей из личного окружения: художников, искусствоведов, артистов. При этом у неё есть много обобщенных образов, например, «Казахский мальчик», «Женский портрет», «Мать и дитя» и другие. Ее малые формы часто отражают сцены, увиденные в жизни.
Надежда Гавриловна Петина
Расскажите, как и когда был основан Музей имени Петиных?
Музей
открылся в ноябре 2021 года. Коллектив музея небольшой и состоит всего
из пяти человек. До этого здесь располагалась мемориальная мастерская.
Собственницей была старшая дочь Гавриила Алексеевича Надежда, которая
проработала в мастерской до 85 лет. Она хотела продать дом, но в итоге
приняла мудрое решение подарить его городу и Оренбургскому областному
музею изобразительных искусств, чтобы навсегда вписать имя своей семьи в
историю Оренбурга. Это уникальный случай не только для нашего города,
но и для страны в целом, когда художник при жизни основывает музей своей семьи.
Музей состоит из двух частей. Из 100 м² половину занимает мастерская, а остальные 50 м² – жилые комнаты, передающие атмосферу 40-60-х годов прошлого века. Очень много вещей и предметов интерьера собрано сотрудниками музея изобразительных искусств: железная кровать, гобеленовый коврик, кружевные наволочки, занавески, проигрыватель, радиоприемник…
Аутентичный интерьер Музея скульптуры им. Петиных
Какие экспонаты представлены в постоянной экспозиции?
Постоянная экспозиция сохраняется в жилой части дома. В прошлом году планировалась выставка к 90-летию Надежды Гавриловны. Она сама отбирала работы и размещала их в выставочном пространстве. Но, к сожалению, она не дожила всего десять дней до открытия выставки. Эти работы мы оставили точно в таком же виде, в каком она и хотела.
В творчестве Надежды Гавриловны особую роль играла пушкинская тема. В постоянной экспозиции представлено три работы, посвященных Пушкину: «Пушкин и няня», «Я помню чудное мгновенье…» и один из первых эскизов модели памятника Пушкину и Далю. Памятник Пушкину и Далю находится в самом центре Оренбурга, в сквере по улице Советской. Путь от идеи до воплощения этой скульптурной композиции занял у Надежды Гавриловны порядка двадцать лет. Она очень много ездила по пушкинским местам, изучала биографию и характер светила русской поэзии, чтобы максимально точно передать образ великого поэта. Именно за этот памятник она была выдвинута на присвоение звания «Почётный гражданин Оренбурга».
Всего в постоянной экспозиции представлены 13 работ, среди них «Портрет отца», «Автопортрет», «Ветерок», «Портрет девочки», «Меццо-сопрано. Народная артистка СССР Л. П. Филатова», «Пушкин и Даль», «Материнство». Работы Петиной выполнены из разнообразных материалов: бронзы, мрамора, дерева, шамота, алюминия, меди. Соответственно, эти работы создавались в разных техниках: литьё, лепка, высекание… Ее главным интересом были эксперименты с формой и фактурой.
Какие выставки проходят в Музее скульптуры Петиных?
Мы решили не ограничиваться исключительно творчеством Петиных и показывать посетителям работы других скульпторов. Этот год мы открыли выставкой оренбургского скульптора Александра Ефимовича Сукманова, также являющегося автором многих городских скульптур. Сейчас у нас проходит выставка Надежды Гавриловны под названием «Женская доля». Она отличается разнообразием скульптурных портретов, малых форм, передачей разных эмоциональных состояний. В экспозиции представлены такие работы, как «Целинница», «Повариха», «Солдатка», «Подруги», «Древо жизни». Мы видим образы женщин с младенчества и до глубокой старости, женщин разных профессий и социальных статусов. Здесь и деревенские простушки, и городская интеллигенция. Конечно же, есть работа, посвященная оренбургским пуховницам. Передача традиций – еще одна важная тема творчества Надежды Гавриловны Петиной. Работы выполнены из разных материалов, а выбор материала напрямую связан с простотой или сложностью образа. Скульптуры деревенских девушек выполнены из дерева, загорелые тела на пляже из красного шамота. А вот утонченные образы, такие как «Вероника», где модель предстаёт в образе библейской Евы– это уже золотистое мерцание бронзы.
Также в сентябре у нас запланирована выставка «Пушкин. Петины. Оренбуржье», приуроченная к юбилею приезда А. С. Пушкина в город Оренбург. И под конец года мы задумали показать ретро – ватную игрушку. Так как наш интерьер передаёт атмосферу середины прошлого века, а тогда живые елки часто украшали ватными игрушками, мы покажем изделия одной из оренбургских мастериц. Получится такая волшебная новогодняя сказка.
Музей скульптуры им. Петиных на Комсомольской, 59
Какие культурно-просветительские мероприятия проходят в музее?
Мастерскую мы используем не только как выставочное пространство, но и как место для проведения мастер-классов. Сама Надежда Гавриловна хотела, чтобы в доме и мастерской звучали голоса людей, детский смех. И она сама еще при жизни одобрила идею проведения мастер-классов по лепке и росписи керамики. У нас есть замечательная художница-керамист Марина Васильевна Сылкина, которая и проводит занятия. Мы обучаем азам гончарного мастерства, ручной лепки, росписи керамических заготовок.
К нам приходят и молодёжь, и взрослые люди. Мы сами часто выезжаем с мастер-классами в детские сады, школы, на корпоративные мероприятия. В нашем уютном музейном дворике в теплое время года мы проводим различные мероприятия. Так, на «Ночь музеев» в этом году у нас проходил маркет оренбургских художников, концерт.
Роспись скифской пантеры - популярный мастер-класс музея
Какие у музея планы на будущее?
Повышение популярности музея – одна из наших главных целей. У нас очень много интересных художников, скульпторов. Хочется, чтобы оренбуржцы знали историю своего города, историю каждого городского памятника, приобщались к прекрасному и приходили к нам почаще. Именно для этих целей мы реализовываем наши выставочные проекты.
Надежда Гавриловна была разносторонним человеком, интересовалась музыкой, литературой, живописью и скульптурой. Поэтому и мы открыты к творческим людям и приветствуем встречи с художниками, литераторами, мастер-классы и лекции. На «Ночь искусств» приходили молодые поэты и прозаики, читали свои произведения – это было здорово и интересно. Надо расширяться и идти в ногу со временем. Пусть люди приходят, узнают что-то новое, получают удовольствие и хорошо проводят свободное время. Мы будем очень рады!
Беседовала Елизавета Делороса