У лакомства чак-чак – богатая история. Расскажите об этом национальном угощении.
Предполагается, что угощение могло появиться около тысячи или двух тысяч лет назад у предков современных татар – кочевого народа булгары. Если основываться на народном фольклоре, то у татар есть легенда, которая гласит, что чак-чаку уже пять тысяч лет. Изначально чак-чак был едой кочевников и представлял собой большие кусочки из простого мучного теста, замешанные на воде и обжаренные в жиру. Кусочки теста были сытными, долго хранились и годились для перекуса в пути, что было особенно важно для кочевников. В праздники блюдо становилось сладким: кусочки теста обмакивали в мёд. Сахара в те времена еще не было. Сейчас чак-чак является национальным ритуальным угощением, которое готовится по большим праздникам. Его подают на свадьбах и во время традиционных праздников Сабантуй* и Навруз**. В татарской свадебной традиции чак-чак символизирует будущую семью. Молодоженам желают жить близко, крепко, чтобы их семейная жизнь была такой же сладкой, а детей и счастья было столько же, сколько кусочков чак-чака. Поэтому считается, что чем меньше кусочки, тем счастливее будет семья.
** Праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов
Как появилась идея создания Музея чак-чака?
На этот вопрос создатели музея Дмитрий и Раушания Полосины отвечают так. Они большие путешественники и, путешествуя по разным странам и городам, знакомились с новыми людьми и обретали друзей. И когда они осели в Казани, новые друзья начали ездить к ним в гости. Хозяевам музея хотелось погрузить гостей в культуру татарского народа, но в городе не было аутентичного места, посвященного традиционному татарскому быту. В Национальном музее есть «татарские уголки», но они не позволяют полностью погрузиться в историю народа. Поэтому в 2014 году Дмитрий и Раушания решили открыть пространство, где гости Казани и горожане могли бы в полной мере прочувствовать татарский быт и буквально «попробовать историю на вкус».
Создатели музея – Дмитрий и Раушания Полосины
Какова концепция музея и его главная миссия?
Это сохранение и популяризация традиционной татарской культуры. Мы стараемся быть максимально подлинными. В XIX веке наш дом принадлежал бакалейщику, купцу второй гильдии Вафе Бигаеву. Сейчас в нем восстановлен подлинный интерьер XIX века, даже полы скрипят. Мы подаем гостям чак-чак, приготовленный по рецепту XIX века. Только бараний жир, на котором традиционно обжаривали чак-чак, заменили на масло. У нас все очень традиционно. Наверное, когда человек слышит словосочетание «татарский костюм» он представляет сиюящие наряды с блестками, но на самом деле такого не было. Даже в костюмах мы стараемся держать меру и следовать традиционным канонам.
Помимо музея у нас есть и другие проекты. Это студия сувениров «Айда», интерьерный бренд «TatarHome», бренд рукоделия и украшений «TatarHandmade». Мы берем что-то традиционное и «осовремениваем» это, сохраняя культурный код.
Музей чак-чака в Казани на ул. Парижской Коммуны, 18
Расскажите, как создавалась экспозиция музея?
В нашем музее гости могут ощутить историю своими руками – мы разрешаем трогать всё. За исключением придомовых лавок и люстр, наш интерьер состоит из подлинных вещей. Мы по крупицам собирали ковры, сундуки, различные предметы быта, покрывала и подушки. Часть предметов перешла хозяевам музея от родственников. У нас есть сундук, на котором Раушания Рафиковна спала в детстве. Плетеные корзины, щипчики для сахара и ложки достались Дмитрию Николаевичу от его семьи. Очень много исторических вещей музею подарили друзья и гости музея: люди хотят подарить вторую жизнь предметам, передающимся в их семьях из поколения в поколение. А иногда мы сами приобретаем на Казанском блошином рынке потрясающие предметы для музея.
Зал для чаепитий
Какие у вас существуют экскурсионные программы?
Мы проводим экскурсии только по предварительной записи, потому что наш дом маленький и не может одновременно вместить много гостей. Наши экскурсии разделены по сезонам. Экскурсионная тематика связана с родом занятий татар XIX века в разные времена года. Осенью у татар хорошо шла торговля, поэтому мы рассказываем об их торговых взаимоотношениях и формировании городской среды. Зимой мы рассказываем о языческой мифологии татар, распространенной до принятия ислама. Весной рассказываем о национальном костюме и о том, почему девушки носили пятнадцать килограмм украшений. Летом рассказываем о свадебных традициях: кто кого выкрадывал, сколько стоило организовать свадьбу и сколько было принято приглашать гостей. Самое интересное, что все темы, которые я упомянула, связаны с чак-чаком.
Какие ещё мероприятия проходят в Музее?
Например, этим летом при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина у нас проходит много музейных мероприятий. Это экскурсии по городу, лекции с чаепитием, различные мастер-классы. Недавно у нас проходил мастер-класс по созданию украшений. Мы берем латунные основы в формах треугольников, кругов и ромбов, и каждый участник мастер-класса создает традиционное татарское украшение своими руками. У нас проходят мастер-классы по приготовлению различных национальных блюд, в летнее время мы стараемся проводить их чаще. Мы довольно часто выигрываем гранты, поэтому большинство мероприятий в музее проводятся при поддержке грантовых средств. Также у нас регулярно проходят концерты местных исполнителей, чей дух и стилистика исполнения гармонируют с концепцией нашего музея.
Зачастую хозяюшки музея (так мы называем наших экскурсоводов) придумывают какую-нибудь экскурсию или лекцию, посвященную Казани или татарской культуре, и мы обязательно даем девочкам место для проведения мероприятия, набираем гостей. Нам важно, чтобы начинающие экскурсоводы развивались.
Какие планы у музея на будущее?
У музея много планов. Например, в нашем доме есть получердачный третий этаж, который, по сути, является пропадающим пространством. Мы хотим очистить и облагородить его, чтобы проводить там мастер-классы или лекции для гостей, а также увеличить экскурсию по дому. У нас есть еще одна мечта. В нашем доме есть флигель, и земля, прилегающая к нему, нам не принадлежит. Со временем мы хотели бы приобрести этот участок и построить на нем маленькие деревенские татарские домики, чтобы приезжающие в Казань гости могли снять аутентичное жилье и почувствовать себя татарами XIX века.
Беседовала Елизавета Делороса