12 сентября 2023 г.
7
3
530

Эрик Булатов — современный классик концептуализма

Нравится Нравится
Поделиться

Эрик Владимирович Булатов — русский художник-авангардист, график, современный классик концептуализма, почётный член Российской академии художеств, член-корреспондент Саксонской академии искусств.

Эрик Булатов, "День"

Эрик Булатов, "День"

Художник родился 5 сентября 1933 года. Родители с детства поддерживали тягу сына к изобразительному искусству. Его отец  был уверен, что Эрик станет художником.
С 1947 года юноша учился в школе при Государственном Академическом Художественном институте им. В. И. Сурикова. После окончания школы, как лучший ученик, поступил на факультет живописи без экзаменов.

Эрик Булатов, "Горизонт"

Эрик Булатов, "Горизонт"

Булатов около 30 лет проработал иллюстратором в издательстве "Детгиз". Его коллегами были Илья Кабаков и О. В. Васильев. Издательство специализировалось на выпуске и оформлении книг для детей и подростков. Живые красочные рисунки Булатова наполнены светом и ощущением радости. Художник работал по принципу: осень и зима — отведены под издательское дело, а весна и лето — для работы над живописью.

Эрик Булатов, "Добро пожаловать"

Эрик Булатов, "Добро пожаловать"

С 1957 года Эрик Булатов начинает участвовать в московских выставках, а с 1973 года его работы начали выставляться за рубежом.
Специалисты и любители искусства были впечатлены философским подходом к творчеству и современным взглядом на искусство.

Эрик Булатов, "Русский ХХ век"

Эрик Булатов, "Русский ХХ век"

Визитной карточкой Булатова стало противопоставление плакатного постсоветского текста с фигуративной иллюстрацией. В картинах подчеркивалась абсурдность и искусственность советской пропаганды, контрастирующая с человеческой жизнью.

Эрик Булатов, "Откуда я знаю куда"

Эрик Булатов, "Откуда я знаю куда"

Эрик Булатов ещё в начале своего творческого пути разработал теорию взаимодействия картины и пространства. Согласно этой теории, картина состоит из двух взаимоисключающих частей: реальной плоскости — она же «картинная плоскость», на которой чаще всего размещено слово. И второй части — пространства позади или впереди этой плоскости, воображаемого самим художником. Слово на картине либо стоит преградой к воображаемому пространству, "не пуская" зрителя в картину,  — либо напротив, выступает связующим звеном между картиной и зрителем.
Таким образом мастер стремится не сводить эти части воедино, а противопоставить их друг другу. На стыке этого конфликта и возникает нужный нерв, рождается смысл картины — социальное окружение, влияющее на человеческое восприятие, имеет ограничения, а свобода существует вне границ.

Эрик Булатов, "Тучи растут"

Эрик Булатов, "Тучи растут"

"Моё дело как раз совершенно другое, чем дело поп-арта и дело соц-арта. Они старались доказать, что социальная реальность — это единственное, что у нас есть, единственная реальность. Всё остальное просто не имеет значения. А я хотел всегда доказать, что социальное пространство ограничено, оно имеет границу, и свобода — всегда за этой границей."

Эрик Булатов, "Черный вечер, белый снег"

Эрик Булатов, "Черный вечер, белый снег"

В 1988 году после серии крупных персональных выставок в Европе и участия в Венецианской биеннале к Булатову пришло международное признание. Тогда же он был назван «художником перестройки» и признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Многие работы мастера были приобретены в европейские музеи и частные коллекции.

Эрик Булатов, "Живу дальше"

Эрик Булатов, "Живу дальше"

С 1989 года Эрик Булатов с женой жил в Нью-Йорке, а в 1992 году переселился в Париж, где живет и работает до сих пор. Иногда он приезжает с выставками в Россию. Например, в 2003 году в Третьяковской галерее прошла выставка графических работ художника. А спустя три года, там же, — ретроспективная выставка его самых известных произведений.

Эрик Булатов, "Свобода"

Эрик Булатов, "Свобода"

В 2015 году мастер написал ставшее легендарным произведение «Свобода».
Заказчиком на этот раз стал Ельцин-центр. Картина становится окном в светлое небесное пространство. Плоскость слова уходит в глубину неба и имеет крепкое композиционное расположение на полотне, но всё равно выглядит инородной и нарочитой. Картина демонстрирует зрителям, что свободным людям не нужен лозунг "Свобода", она существует априори.

Эрик Булатов, "Живу—вижу"

Эрик Булатов, "Живу—вижу"

Помимо картин, художник пишет книги, так в 2006 году вышла книга Эрика Булатова "Живу дальше". В ней мастер изложил свои взгляды о предназначении искусства и рассуждает о ценности творчества в современном мире.

"Слава КПСС" – казалось бы, это совсем советское, а почему-то запрещённое. Значит, здесь есть какая-то ирония, что-то такое, а что – непонятно. Потому что никакой иронии нет, когда смотришь: обычный плакат. На самом деле для меня единственным смыслом этой работы был пространственный характер двух элементов – неба и букв. С одной стороны, красные агрессивные буквы, формально они написаны по небу, и именно это мне тогда предъявлялось в вину нашими прогрессивными ребятами: как ты мог по русскому небу написать эти страшные буквы? Но дело было в том, что я старался всячески показать, что буквы не приклеены, не привязаны к небу, а между ними большое расстояние. То есть они отдельно существуют друг от друга. Это не увидеть нельзя. Просто нужно обратить внимание, глаз ваш показывает, что они существуют отдельно. А раз они существуют отдельно, то у каждого своя жизнь. Облака идут, а буквы неподвижно стоят, они владеют всем этим миром, они прямо на нас набрасываются. Но по ту сторону, за спиной у них – небо, там другое пространство. И они не пускают нас туда, они закрывают от нас это небо. В этом все дело, это очень простая вещь, но это никому почему-то не было понятно. А здесь за границей это гораздо легче воспринималось. Если зритель, как наш русский, не смотрит, а просто читает, "а, это политический плакат, понятно", и пошел дальше. А если он смотрит, а не читает, то он видит здесь что-то другое. Все мои картины построены на пространственном смысле. Пространство нашей жизни, пространство искусства, пространство свободы и несвободы, социальное пространство. В этом противостояние, в этом смысл."

Эрик Булатов, "Слава КПСС"

Эрик Булатов, "Слава КПСС"

Сейчас у художника период особенно масштабных произведений искусства. Например, мурал "Стой-Иди и Амбар в Нормандии" общей площадью 2500 квадратных метров стал самым большим живописным произведением Эрика Булатова под открытым небом. Работа создана в честь 10-летия фестиваля "Арт-Овраг" при поддержке фонда "ОМК-участие" и представлена в Индустриальном стрит-арт парке Выксунского металлургического завода в Нижегородской области.

Эрик Булатов, "Стой-Иди и Амбар в Нормандии"

Эрик Булатов, "Стой-Иди и Амбар в Нормандии"

«Обе картины представляют собой максимальный контраст. В одном случае это пространственный контраст (стой — иди, статика — динамика), в другом случае — контраст света и темноты. Я хочу показать, что эти контрастные понятия могут не отрицать друг друга, а, наоборот, сотрудничать, образуя некое единство."

Эрик Булатов, "Всё не так страшно"

Эрик Булатов, "Всё не так страшно"

Несмотря на различные формы выражения, сам художник считает все свои работы картинами. Просто некоторые из них работают с реальным, а не с воображаемым пространством.

Картины Эрика Владимировича Булатова любимы и узнаваемы во всем мире. Они часто выставляются в музеях и на аукционных торгах современного искусства. Так, на аукционе «Филипс» работа «Советский космос» ушла примерно за 1,6 млн долларов, «Революция — перестройка», была проданы за миллион долларов, что сделало Булатова одним из самых дорогих современных русских художников.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 7

На днях начала смотреть документальный сериал «Художник говорит», посвященный выдающимся современным художникам Сокову, Шелковскому, Кабакову и, конечно, Эрику Булатову. Было интересно узнать больше об этом художнике, особенно слушая его личные интервью.
15 сентября 2023 г.
Ответить
Марина Кошелева
Читала, что многие художники в СССР специально устраивались работать иллюстраторами детской литературы, потому что цензуры там было гораздо меньше. Таким образом была официальная работа и возможность творить. У Ильи Кабакова была знаменитая мастерская на Сретенском бульваре, где они все собирались. 
17 сентября 2023 г.
Ответить
Zakharayad
У Булатова есть очень интересная на мой взгляд работа- «Картина и зрители»: изображает экскур­сантов в зале Третьяковской галереи, которые стоят перед «Явлением Христа народу» Александра Иванова. Булатов считает, что должен возникнуть контакт между зрителем и тем, что происходит в картине. И что у Иванова этого не получилось! И задается вопросом: почему и что бы такое сделать, чтобы это получилось? Чтоб Христос мог действительно выйти с картины сюда.
17 сентября 2023 г.
Ответить
Александр
Кстати одна из самых дорогих картин Булатова — «Слава КПСС» (вариант 1975 года), куплена на аукционе в 2008 году за 2,15 миллиона долларов. Для выставки в Манеже он делал копию этой картины поменьше.
17 сентября 2023 г.
Ответить
Елизавета Боровская
А что именно и где в Третьяковке можно увидеть? Наверное, если что-то и выставлено, то на Крымском валу?
А вот индустриальный стрит-арт-парк достоин отдельной странички как музей, я думаю.
Потрясающее место, где на территории действующего завода созданы невероятного размера картины.
И этот проект создан не столько для любителей искусства, сколько для самих заводчан.
Работа Миши Most, которая тоже есть на территории завода, как и работа по мотивам картин Эрика Булатова,
до сих пор удерживает звание самой большой настенной живописи в мире, авторство которой принадлежит одному художнику.
В сети есть интервью Ольги Погасовой, куратора этого проекта, где она рассказывает интересные подробности.
А на завод можно попасть с экскурсией. Увидеть не только невероятных размеров картины, но и сталелитейное производство.
Желаю всем побывать в Выксе ;-)
18 сентября 2023 г.
Ответить
Екатерина
Не знаю, почему, но меня восхищают такие люди! Стремящиеся к своей истине, выражающие её в своём искусстве. И очень здорово, что Булатов все ещё жив, и все ещё "реагирует" своим искусством на современность! Хочу посмотреть фильм про Булатова, который посоветовала Таисия выше.
24 сентября 2023 г.
Ответить
Ульяна Черняева
Когда смотрю на его картины, мне сразу хочется вернуться в СССР (к слову в котором я никогда не жила). Картины оживают, когда пытаешься наложить их на историю и на время, в которое они были созданы, и это очень круто!
12 октября 2023 г.
Ответить
Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город