Происходил из зажиточной купеческой семьи
Будущий художник родился в 1861 году, в состоятельной московской семье. Дедушка Коровина – Михаил Емельянович, был купцом первой гильдии и занимался почтовыми перевозками на ямщиках, за что прослыл «московским королем возниц». Алексей Коровин, отец художника был образованным и одаренным человеком, от которого сыновья Константин и Сергей унаследовали художественный талант.
Москва, Товарищеский переулок, 24, стр. 4. Флигель дома, где родился Константин Коровин. Фото: Оксана Алешина / Фотобанк «Лори»
Его семья обанкротилась, а отец совершил самоубийство
К концу XIX века в России проложили множество железных дорог и паровозы заменили тягловые перевозки на лошадях. Семейное дело прогорело, семье пришлось продать купеческий дом в Москве и переехать в подмосковные Мытищи. Именно там началось знакомство Константина Коровина с искусством. Его отец, Алексей Коровин, устроился на должность заводского учетчика, но не смог справиться с тяжелой депрессией из-за потери положения и покончил с собой.
Константин Коровин
Старший брат Коровина тоже был художником
Жизнь семьи была трудной, но мать мальчиков, образованная дворянка из знатного рода Аполлинария Волкова, помогла сыновьям встать на ноги и получить образование. Старший брат Константина, Сергей, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и впоследствии стал живописцем-жанристом, продолжателем реалистических традиций передвижников. Вслед за ним в училище поступил и Константин. Потом Коровин так отзовется о творчестве старшего брата: «Серёжа талантливее меня, но как печальна его муза!»
Сергей Коровин. Автопортрет
Учился у Алексея Саврасова и Василия Поленова
В тринадцать лет Константин Коровин поступил в Московское училище живописи на архитектурное отделение, но отучился там всего один курс, после чего перешел на живописное отделение под руководством Алексея Саврасова. Константин считал художника своим главным учителем и наставником, но вскоре Саврасова уволили за пьянство. После этого Константин переехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушел и оттуда, разочаровавшись в методах преподавания. По возвращении в Москву, Коровин вновь вернулся в стены родного училища, где должность Саврасова уже занял Василий Поленов. Он стал новым учителем Коровина и познакомил его с меценатом Саввой Мамонтовым, благодаря которому молодой художник попал в Абрамцево – средоточие культурной жизни Москвы.
Савва Мамонтов играет на рояле своим гостям (слева-направо): Илье Репину, Василию Сурикову, Константину Коровину, Валентину Серову и Марку Антокольскому. Снимок сделан в 1892 году М. Шабельниковым в кабинете Мамонтова в доме на Садовой-Спaсской
Был лучшим другом художника Валентина Серова
Валентин Серов и Константин Коровин познакомились и сдружились в Абрамцеве. Сложно было представить двух более непохожих по темпераменту людей: склонный к депрессии, молчаливый и аскетичный Серов, и жизнелюбивый яркий экстраверт и балагур Коровин. Со стороны казалось, что сработал закон притяжения противоположностей. Между тем, в художниках было больше общего, чем на первый взгляд: в жизни Коровин сохранял репутацию легкомысленного весельчака, но в реальности он был глубоким и вдумчивым человеком, который пережил много невзгод. Свои тайны и горести художник мог доверить только Серову. Савва Мамонтов называл неразлучную пару «Серовин и Коров».
В.А. Серов. Художник К.А. Коровин на берегу реки. 1905 г.
Считается основателем русского импрессионизма
В 1887 году Коровин написал «Портрет хористки» и о нем заговорили в мире искусства. Работа впечатлила самого Илью Ефимовича Репина, а Савва Мамонтов подумал, что ее написал испанский живописец – настолько манера письма отличалась от реалистичной техники передвижников. В художественных кругах работу критиковали, но Коровин не отступился от своего стиля и продолжал создавать работы, для которых были характерны размашистые мазки и буйство цветовой палитры. Примечательно, что Коровин самостоятельно пришел к импрессионизму благодаря художественному наитию, задолго до своих поездок во Францию. Помимо живописи, Коровин проявил себя в театральном искусстве и создавал эскизы костюмов и декораций для опер и спектаклей.
К.А. Коровин. Портрет хористки. 1887 год. На картине указан 1883 год, но при помощи технико-технологического исследования выявлено, что картина написана в технике al a prima, которую Коровин начал использовать в конце 1880-х годов.
Много путешествовал
Коровин неоднократно посещал Париж, где написал известные полотна «Париж. Бульвар Капуцинок», «Парижское кафе», «После дождя». Именно в Париже Коровин познакомился с импрессионистами, которые поразили его своей техникой и цветопередачей. Также вместе с Серовым Коровин дважды путешествовал на север, в Швецию и Норвегию. Там он написал известные пейзажи «Хаммерфест. Северное сияние», «Гавань в Норвегии», «Мурманский берег», «Ручей святого Трифона в Печенге. Лапландия», «Архангельский порт на Двине».
К.А. Коровин. Париж. Бульвар Капуцинок. 1911 г.
Был талантливым педагогом и обладал литературным дарованием
С 1901 года Коровин вместе с Серовым преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он умел поддержать своих студентов в минуты сомнений и неудач, прививал творческую свободу и поощрял поиски индивидуального стиля. Среди учеников Коровина были такие известные и разноплановые художники как Сарьян, Юон, Федоровский, Герасимов, Куприн, Машков, Крымов, Никифоров, Туржанский, Фальк и другие. Также Коровин обладал незаурядным даром рассказчика и литератора и написал более 400 рассказов.
Любил Черноморье и подолгу жил в Гурзуфе
Коровин любил Черное море и много путешествовал по побережью, делая зарисовки и быстрые пейзажи. В Гурзуфе он по собственному проекту построил дачу в стиле конструктивизма и непрерывно жил в ней вплоть до революции. На вилле «Саламбо» – так называлась дача, подолгу гостили его друзья и коллеги, известные представители интеллигенции того времени: Рахманинов, Куприн, Шаляпин, Репин, Мамин-Сибиряк, Суриков, Горький. Сейчас на отреставрированной вилле находится дом-музей Константина Коровина.
К.А. Коровин. Крым. Гурзуф. 1917 г.
К.А. Коровин. Гурзуф. 1914 г.
К.А. Коровин. В саду. Гурзуф. 1914 г.
Вилла Саламбо в Гурзуфе. Фото: Wikimedia Commons
Вход в Музей Коровина. Фото: cdn-crimea-news
Эмигрировал во Францию и прожил там до самой кончины
В 1922 году Коровин последовал совету Анатолия Луначарского и эмигрировал во Францию. Во Франции художник завершил мемуары «Моя жизнь», впервые изданные только в 1970 году. В 1939 году, в возрасте 77 лет художник скончался от сердечного приступа на улице Парижа. Был захоронен на Бийанкурском кладбище. Впоследствии, в 1950 году, останки Коровина и его жены перенесли на православное кладбище в Сент-Женевьев-де Буа.