Государственный Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. И, конечно, в нём есть любимые картины, рядом с которыми проводишь больше времени. Я выбрала 7 своих любимых картин. У кого-то это совершенно другой список. Выбрать и ограничить количество — задача не из лёгких, так как в Русском музее очень много шедевров, таких как «Последний день Помпеи» Брюллова, «Волна» Айвазовского, "Похищение Европы" Серова, картины Репина, Верещагина, Шишкина и многих других.
Автопортрет с сестрой. Виктор Борисов-Мусатов. 1898г.
"Автопортрет с сестрой", Виктор Борисов-Мусатов. 1898г.
Творчество Борисова-Мусатова пропитано светлой тоской по минувшей эпохе. И его "Автопортрет с сестрой" не стал исключением. К слову, сестра художника Елена часто становилась его музой, и встречается на многих полотнах мастера. Её можно увидеть на картинах «Осенний мотив», «Гармония», «Изумрудное ожерелье», «Водоем» и т.д..
Образ хрупкой, скромной, трогательной миловидной барышни очень хорошо вписывался в композиции Борисова-Мусатова.
На картине девушке 14 лет, она сидит в тени сада у резного столика. На ней платье середины XIX века, она умиротворённая и задумчивая, и всё в картине поддаётся этому состоянию.
Елена занимает центрально место в картине, в то время как себя художник пишет с краю, обрезая композицию. Этот приём импрессионисты используют для передачи сиюминутности момента, выхваченного из жизни сюжета. В картине Автопортрет с сестрой этот приём напоминает картину "Менины" Веласкеса, где автор также вписал свой автопортрет в картину с подчёркнутой уравновешенностью, доведённой почти до симметричности композиции.
В картине Борисова-Мусатова изображённый художник не становится частью композиции, так как его исключение из картины не нарушит её единства. Он является частью зрителей, наблюдающих идиллию мгновения, но изнутри картины.
Сам Борисов-Мусатов о своём творчестве писал так:
Когда меня пугает жизнь, я ухожу в искусство и кажется мне, что я на необитаемом острове и никакой действительности не существует.
Девятый вал. Иван Айвазовский. 1850г.
"Девятый вал", Иван Айвазовский. 1850г.
Самая известная картина Ивана Айвазовского считается одной из вершин романтической живописи в России.
Почему вал именно девятый? Ещё по наблюдениям первых моряков, а затем и учёных, известно, что во время шторма волны имеют разную мощность и высоту. Древние греки считали самой губительной волной третью, римляне — десятую. Известно, что сам Айвазовский однажды попал в страшный шторм в Байкальском заливе в 1844 году. В некоторых газетах даже сообщалось о гибели русского мариниста. В тот раз художнику чудом удалось спастись.
В эпоху романтизма, доводящего стихии до максимума, образ именно девятого вала (9 - как максимальное из простых чисел) встречается в литературных произведениях XVIII-XIX вв.., таких авторов как Пушкин, Державин, Аксаков и Полежаев, и оттуда сошёл в разговорную речь. Понятие "Девятый вал" стало нарицательным и прочно ассоциировалось со страшным роком и неотвратимостью. И хотя от полотна Айвазовского нет ощущения неизбежной гибели, но и победы человека над бушующей стихией тут также не заметно.
Над картиной художник работал в своей мастерской в Феодосии. По одним данным он написал масштабный "Девятый вал" за 3 часа, по другим — за 11 дней. Так или иначе это очень короткий срок для такого масштабного полотна.
Известный коллекционер и меценат Павел Третьяков почетал талант Айвазовского и особенно хотел приобрести именно эту его картиу. В одном из писем художнику он писал: « ...дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! Уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!».
Но Третьякова опередил император Николай I, который приобрёл полотно для собрания Эрмитажа. В 1897 году она была передана в недавно созданный Русский музей.
Портрет Мейерхольда. Борис Григорьев. 1916г.
"Портрет В.Э.Мейерхольда", Борис Григорьев. 1916г.
Борис Дмитриевич Григорьев долго не подпадал в типичные рамки определений искусствоведов. Художник не подпадал под влияния современных ему объединений "Мир искусства" и "Голубая роза", не был реалистом или кубистом в полном смысле слова. Позднее его манеру живописи назовут "неоакадемизм с элементами кубистического дробления формы".
Так или иначе, в картинах Григорьева можно найти острый психологизм героев его полотен.
Герой картины — Всеволод Мейерхольд, актёр, режиссёр, создатель системы актерского мастерства, получившей название «биомеханика». Любитель фарса и эпатажа, яркий, выразительный Мейерхольд сильно очаровал не менее яркого и уникального художника Григорьева. «Таких, как Вы, нужно в музей!» - воскликнет однажды художник.
Живописец пишет портрет актёра в образе главного героя "Дориана Грея", киноленты в которой снимался Всеволод Мейерхольд.
Фрина на празднике Посейдона. Генрих Семирадский. 1885г.
"Фрина на празднике Посейдона", Генрих Семирадский. 1885г.
Главная героиня картины — гетера Фрина. Фрина в переводе в древнегреческого – бледная, белокожая.
По легенде Фрина была девушкой редкой красоты, стройная и белокожая, что было не характерно для той местности. Фрина носила одежду, закрывающую всё тело, знатные и власть имущие платили несметные богатства за ночь, а кто и за интеллектуальную беседу с этой красавицей. Художники и скульпторы восхищались её красотой и творили с неё образ богини красоты Афродиты.
На картине изображена сцена, когда Фрина настолько уверовала в свою божественность и несравненную красоту, что в праздник Посейдона скинув одежды перед толпой идёт к берегу моря, где из пены морской должна была появиться Афродита.
Многочисленная толпа людей, идущих из храма, выражает разные эмоции — от осуждения до восхищения. Поэты, в нижней левой части картины, восхищены её смелостью и красотой, кто-то стелет ковры под ноги девушки, кто-то тянется за цветами.
Картина Семирадского с её очарованием античностью и стремлением к гармонии и безупречной красоте является символом искусства конца XIX века.
При первом же показе картины на выставке она была приобретена императором Александром III в коллекцию Эрмитажа. Но позже была передана в собрание недавно созданного Русского музея.
Тайная вечеря. Николай Ге. 1863г.
"Тайная вечеря", Николай Ге. 1863 г.
За картину "Тайная вечеря" Ге получил звание профессора, минуя звание академика.
По евангельской легенде Иисус накануне своей казни тайно встретился со своими учениками, когда и поведал, что один из них его предаст. Тема предательства и нравственных метаний Иуды очень привлекала многих художников, и каждый видел и трактовал её по-своему. Так, Иуда у Николая Ге вовсе не скрыто из корысти предал Христа, а сделал это открыто и из идейных разногласий, и тут речь скорее о столкновении разногласий в мировоззрении. Художник изобразил не просто евангельских героев, а реальных людей, с их личностными особенностями и противоречивым миром чувств. Этот взгляд на изображаемую историю передаёт и сама обстановка в которой происходит действие. Небольшая тёмная комната освещена лишь светом от горящей лампы, которая разделяет пространство на две части — свет и тьму. В свету — последователи, во тьме - "предатель". Апостолы удивлены и возмущены, но Иисус понимает, что происходит в душе Иуды. Спаситель изображён опечаленным тем, что его учение не понятно одному, а другой вскоре от него отречётся, но он полон скорби и решимости довести своё дело до конца.
Портрет одного из апостолов художник писал со своей жены, апостол Пётр — автопортрет Ге.
"Они привыкли видеть в Иуде предателя. Я же хотел в нем увидеть человека.
Это заблудившийся человек, не злой, но глубоко несчастный, как несчастны миллионы минутно заблудившихся и делающих массу зла, а потом или целую жизнь мучающихся своими поступками, или же лишающих себя жизни, как это сделал Иуда". - писал Ге.
Лунная ночь на Днепре. Архип Куинджи. 1880г.
"Лунная ночь на Днепре", Архип Куинджи. 1880г.
Картина "Лунная ночь на Днепре" в дни своего показа публике произвела настоящий фурор. Это была первая выставка в истории русской живописи, посвящённая всего одной картине. И сама экспозиция по тем временам была новшеством — полотно выставлялось в тёмной комнате с искусственным источником освещения, направленным на картину. Очередь людей, желающих увидеть, её выстраивалась каждый день колоссальная!
"Картина эта - невиданное еще нигде могущество красок. Впечатление от нее - решительно волшебное: это - не картина, а сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре. Луна - это действительная луна, она действительно светит; река - это настоящая река, она действительно светится и блестит; вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несет свои воды Днепр; тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар - все это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать... Такой картины нет в целом мире, нет в мире искусства!.." - критик Алексей Суворин
Куинджи создал свой состав краски, который так и остался тайной. Кто-то из художников опасался недолговечности непроверенного временем состава, кто-то из посетителей выставки заглядывал за раму, ожидая увидеть там свечу, предававшую луне на картине столь мистическое свечение. И по сей день посетители русского музея останавливаются возле "Лунной ночи на Днепре", заворожённые удивительным эффектом этой картины.
Художник создал две копии "Лунной ночи на Днепре" — одна выставлена в Третьяковской галерее, другая в Симферопольском художественном музее.
Древний Ужас. Леон Бакст. 1908г.
"Древний ужас", Леон Бакст. 1908г.
«Древний ужас» (лат. «Terror Antiquus») — картина Леона Бакста, изображающая гибель античной цивилизации в природном катаклизме.
Художник увлекался чтением древних философов и писателей, а в 1907 году наконец осуществил свою давнюю мечту и отправился в путешествие в Грецию. Там он проплывал мимо легендарной Трои и побывал на Крите, хранившем воспоминания о древней цивилизации. Места, в которых создавались мифы о богах и героях, где писал свои поэмы Гомер. Образ древней Греции давно созревал в его воображении, а эта поездка, с зарисовками античных памятников и южной природы, позволила переосмыслить свои представления о древнем мире, вдохнула в него жизнь и наполнила красками.
Идея создания возникала ещё в 1905 году, во времена Первой русской революции и воплощала необратимость гибели старой жизни и возрождения новой. Для художника в то время особое значение приобретает тема неотвратимости судьбы. Сама картина "Древний ужас", над которой Бакст работал почти 3 года, изображает гибель древней Атлантиды, представители которой достигли небывалых духовных и культурных высот, но возгордились настолько, что боги решили наказать их. Художник стремился создать величественное и ужасающее зрелище гибели древней цивилизации.
"Статуя становится страшна и фон мрачнее — я все добиваюсь того, чтобы картина меня самого смущала жуткостью", — из письма Бакста жене.
Древний мир на картине ещё мгновение назад жил своей жизнью, но вот на него уже обрушиваются огромные волны океана, сметая корабли, накрывая толщами воды целые города с беспомощными маленькими фигурками мечущихся людей. В небе сверкают ослепительные молнии, небо затянуто непроходимыми тучами. Мир разрушается и проваливается в тёмную бездну. И жутким контрастом к разворачивающейся катастрофе служит фигура статуи прекрасной античной богини с застывшей улыбкой. По одной из версий она символизирует идею смерти как перерождения, а синяя птица в её руке олицетворяет свободу и возрождённую душу.
Плюс к ГРМ множество шедевров Григорьева и вообще прекрасная разнообразная подборка на выставке художника в музее Фаберже (в Петербурге). Любителям живописи непременно стоит посетить.
Ну и памятник Алексея Архипова по мотивам этого прекрасного портрета можно посмотреть у новой сцены Александринки. Я была скептически настроена, мне кажется, что картина как раз прекрасна своей нарочитой плоскостностью. Но памятник понравился!