15 марта 2024 г.
1
1
31

Завещание красивого человека

Нравится Нравится
Поделиться

Его картины – это даже не «окно в природу», а портал. Вы ступаете по мокрому снегу, чувствуете крошку метели на щеке и порывы предгрозового ветра. А глаза ваши слезятся от щедрого акварельного солнца.

Яркий март

Так называется одна из картин, представленных на только что отрывшейся в Ижевске выставке «Владимир Кузнецов. Природа Удмуртии в акварели». Нежная дымка вокруг стволов берёз, режущая глаза сочным цветом первая трава и опрокинутое в лужу тихое чистое небо. Отражённый кусочек небосвода завораживает, надолго удерживает взгляд зрителя! Стоит отшагнуть чуть в сторону – и попадаешь в ветреный летний день. Настолько точно рассчитал мастер растекание краски, что подтёки её на сырой бумаге передают качание верхушек деревьев перед грозой. Лёгкий серый лунной полночи, жаркий медный летнего заката, густой сиреневый набухающих сумерек – каждый раз увидев издали основной цвет, вы идёте на него, засматриваетесь и открываете новые оттенки. Эти акварели заглядывают вам в душу в то время, как вы рассматриваете их.

Сложнейшая техника «alla prima» (с итальянского – «в один присест, с первого раза») подразумевает создание акварельного рисунка за 15-20 минут, пока не высохла бумага. После этого работу уже практически невозможно исправить или дорисовать. Пейзажи в технике «алла прима» трудно рисовать на пленере, но ещё сложнее делать по памяти. Серия подготовительных этюдов может помочь, но может и всё испортить. В акварели «по сырому» непременно должна сохраняться иллюзия экспромта, виртуозного наброска, пойманного впечатления. Это требует от художника невероятной концентрации, точности глазомера, твёрдости руки и высочайшего профессионализма. Подтёки и переливы краски, пушистые силуэтные окантовки, мягкие тона, нежнейшие цветовые переходы, прозрачность, чистота – вот что создаёт магию акварелей «алла прима»!
Собрание лучших акварельных работ Владимира Кузнецова, написанных в последние десять лет его жизни, – это своеобразное завещание художника. Он говорил: «Мы жили на красивой земле, умели чувствовать пыл ранней зари, любили русскую берёзу, и пусть внуки знают это!»

Лунная дорожка

Владимир родился с мироощущением художника и сберёг, развил свой дар. Как луна оставляет на водной поверхности дорожку света, так творчество художника лучом осветило место его пребывания в этом мире. Всю свою недолгую жизнь (1950-2000 гг.) Владимир Петрович Кузнецов прожил в посёлке Ува. Окружающую природу, улицы, дома, людей, атмосферу малой родины – мальчик не просто впитал, а внимательно рассматривал и пытался нарисовать. Уже подростком он стал школьным художником-оформителем: ему поручали плакаты, стенгазеты, стенды, афиши мероприятий. Однажды его будущая жена Люся, которая была младше на пять лет, показала свою школьную фотографию с подругой. И Володя сказал: «А портрет Горького на сцене за вашей спиной – я рисовал».
Закончив десятилетку, талантливый юноша приехал в Ижевск, поступил на факультет изобразительных искусств Удмуртского государственного университета. Причём сдал все специальные предметы на «отлично». Но в 19 лет после смерти отца-фронтовика Владимир остался старшим мужчиной в многодетной семье. Он вернулся в родной посёлок, работал художником-оформителем ДК «Юность», отслужил в армии, женился, поднимал двоих своих детей, много трудился. Но продолжал учиться, растить в себе профессионала, самосовершенствоваться. Вставал в 5-6 утра, успевал до работы сделать этюд. Или дописывал начатое уже поздним вечером, когда в доме все спали. В выходные в любую погоду выбирался побродить по окрестностям с мольбертом. Вдова художника, Людмила Петровна вспоминает: «Он иногда будильник заводил и вставал ночью, чтобы красивую луну поймать. Любил приходить на одно и то же место в лесу и писать его в разное время года. Влюблён был в закат и рассвет. Каждой весной дом был наполнен запахом черёмухи и сирени. Володя набирал охапки цветущих веток, очень любил их рисовать. Он не мог без этого жить!»

Кузнецову удавалось всё, за что бы он ни брался. Освоил резьбу по дереву, линогравюру, чеканку, делал деревянную мебель. Писал иконы и сам делал к ним оклад. Всё, что выходило из его рук, было сделано добротно, с художественным вкусом. Он умел чувствовать красоту и хотел, чтобы она радовала других. День за днём, год за годом этот красивый человек украшал окружающую жизнь. После него остались декорации и костюмы спектаклей ТЮЗа, художественное оформление районных спортивных и культурных мероприятий, портреты земляков и пейзажи родной природы, распятие и иконы в Увинском храме Иоана Кронштадтского.

Половодье

Как весенний разлив рек картины Владимира Кузнецова выплеснулись за границы посёлка ещё при его жизни. Их можно встретить в музеях и частных собраниях Ижевска, Казани, Екатеринбурга, Ульяновска и Москвы. Первая его персональная выставка прошла в Саратовском Доме офицеров в 1971 году, поскольку в тот момент художник проходил срочную службу в Вооружённых Силах. Первую выставку в родном посёлке Кузнецов устроил в год женитьбы, в 1976-м. Неоднократно участвовал в республиканских выставках, был награждён дипломом I степени Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся и бронзовой медалью ВДНХ СССР. Последняя прижизненная персональная выставка Кузнецова открылась 17 октября 2000 года в Уве. Без малого 60 акварелей, собранные в продуманную экспозицию, обнажили подлинный масштаб его художественного дарования. Сам Владимир Петрович из-за болезни не присутствовал на открытии выставки, видел только видеозапись. Несколько последних недель он уже не мог держать кисть. Просто сидел перед своими работами, смотрел на них, думал. Вероятно, он отдал своей любимой акварели все чувства, всю энергию жизни…

Нет в посёлке человека, который не помнил бы или не знал художника Кузнецова. В местной художественной галерее постоянно выставлены его работы. С 2010 года в Увинской ДШИ регулярно проходит акварельное биеннале – Межрегиональный фестиваль-выставка «Под звуки акварели», посвящённый памяти Владимира Кузнецова. Среди представленных в Ижевском Выставочном центре «Галерея» акварелей есть несколько, которые семья художника показывает впервые. На сайте https://vpkuznetsov.ru представлен наиболее полный каталог работ художника.
Владимир Петрович Кузнецов не вступил в Союз художников Удмуртии, не имел почётных званий, но был хорошо известен и уважаем в среде коллег, музейщиков, экспертов. Искусствовед Валентина Гартиг написала однажды о нём: «Не сетуя на судьбу, вдали от центров культуры, как и все, загруженный повседневной рутинной работой, он находил время для любимого занятия, творя на бумаге свой мир – пронзительно светлый и умиротворяюще тихий!»

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 1

Замечательный человек, душевные работы!
5 апреля 2024 г.
Ответить
Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город