В музеи можно и нужно возвращаться: благодаря активной выставочной работе вы можете знакомиться и с фондовыми коллекциями, и с проектами, объединяющими несколько музеев. В этой статье делюсь опытом посещения временных выставок в музее-усадьбе Кусково.
Что такое временные выставки?
Это одна из самых популярных форм работы современных музеев. На выставках, которые обычно проходят в определенном пространстве в ограниченный промежуток времени (от нескольких дней до нескольких месяцев), музеи показывают экспонаты, которые хранятся в фондах, создают совместные проекты с другими музеями и учреждениями. Выставка всегда связана с определённой темой. Это может быть показ какой-то коллекции музея, посвящение историческому периоду или деятелю, кураторское высказывание на современную тему. Такие выставки называют временными, и, согласно плану работы, музеи проводят их несколько раз в год. Масштаб выставочных проектов очень разный: это может быть выставка в одной витрине, а также пространство из нескольких залов, объединенных определенным дизайном.
Как узнавать о временных выставках?
Вы можете воспользоваться поиском на портале Идём в музей, а затем уточнить информацию на официальном сайте музея. Также можно посмотреть публикации в официальных группах музеев в социальных сетях. Там можно увидеть фотографии с открытия, ссылки на ТВ-репортажи, отзывы.
Интересно ли на временных выставках детям?
Да, если мы, родители, подготовимся к визиту. Вот несколько рекомендаций:
1) выбирайте те выставки, тематика которых связана с интересами ребёнка в данный момент;
2) изучите доступную информацию (на музейных сайтах могут быть не только текстовые описания, но и ссылки на записи кураторских экскурсий), чтобы понимать, о чем стоит сказать, на что обратить внимание;
3) начните рассказывать о походе в музей заранее: вспомните об особенностях музея, правилах поведения, расскажите, о чем выставка. Если получится связать это с тем, что происходит в жизни ребёнка сейчас — замечательно.
4) уточните, как пройти к выставке. У некоторых музеев несколько зданий, а иногда само музейное здание очень большое, поэтому стоит заранее понимать, как выстроить маршрут.
5) подумайте, чем можно заняться на выставке. Здесь, конечно, много вариантов в зависимости от темы выставки, самого музея. Где-то доступны квесты, раскраски, есть детские уголки, а также специальная детская программа. В любом случае вы сможете посмотреть экспонаты, возможно, прочитать тексты или этикетки. Хороший способ знакомства с экспонатами для малышей — искать знакомое (например, цвета, изображения животных), для ребят постарше — сфотографировать то, что понравилось/привлекло внимание.
Наш опыт посещения временных выставок в музее-усадьбе Кусково
Кусково — ближайший к нам классический музей. Мы регулярно ездим сюда, чтобы погулять по парку и посмотреть временные выставки, которые проходят в одном из камерных залов дворца. В этот раз мы посетили выставку «Insécta. Насекомые в искусстве». Моим детям, активным мальчикам, почти 6 лет и 2 года 4 месяца. Их потребности в этом возрасте — стремительные передвижения, игры, возможность сосредоточиться в новом пространстве не более 15-20 минут. Эти возрастные особенности влияют на процесс подготовки и посещения музея.
Я отдаю себе отчет в том, что мы проведём в музее не более 30 минут, и это нормально. Также стараюсь ездить со вторым взрослым, чтобы мы могли разделить присмотр за детьми.
Тема насекомых интересна мальчикам, они регулярно наблюдают их на прогулках, поэтому за несколько дней до поездки в музея я начала акцентировать внимание и на самих насекомых, и на том, как может быть украшена посуда. Мы вспомнили и посмотрели, как выглядят тарелки и чашки у нас дома, а потом пофантазировали, какими насекомыми мастера могли украсить посуду. С этими идеями и отправились в музей.
В этот раз мы начали посещение дворца с прогулки по интерьерам. Рассматривали детали, мне были интересно наблюдать за тем, на что ребята обратят внимание в этот раз.

Что мы увидели на выставке и что удалось обсудить?
Мы уже знаем, в каком зале проходят временные выставки во дворце, поэтому я была готова к тому, что буду держать младшего ребёнка на руках.

Мы рассмотрели посуду, искали насекомых, сравнивали с теми идеями, которые обсуждали дома. Старшему так понравились некоторые чашки, что он спросил, будут ли такие продаваться в сувенирном магазине. Именно старший сын обратил внимание на оформление этикеток (на них — изображения насекомых), а также на звуковое сопровождение (тоже звуки насекомых).
После осмотра выставки мальчики вышли на улицу с няней (повозиться в песке или гравии — любимое занятие), а я задержалась еще на несколько минут, чтобы прочитать тексты.

Выставка работает в музее до 27 июля.
Главное, что стоит учесть при возвращении в музей
По моему опыту — это настрой и эмоциональное состояние родителей. Если есть искренний интерес и желание сделать этот опыт приятным, запоминающимся, совместным, то на любой выставке будет, что обсудить и чем заняться.