22 декабря 2023 г.
5
1
109

Пермская деревянная скульптура Чердынского краеведческого музея

Нравится Нравится
Поделиться

Предметы пермской деревянной скульптуры являются ценными историко-художественными памятниками. Эти произведения народного ваяния на протяжении ряда столетий украшали храмы и часовни многочисленных населенных пунктов Пермского края. Ни в одной другой территории России неизвестно распространение деревянной скульптуры в таком большом масштабе, как в Пермском крае. Художественное достоинство многих деревянных скульптур говорит об их высокой значимости не только на местном уровне, но и в масштабе всей страны. Поэтому она и получила свое название - Пермская деревянная скульптура.

Время появления деревянной скульптуры на территории Перми Великой Чердыни не известно. Но появление ее однозначно связано с крещением местного населения в 1462 г. и основанием первого на Урале мужского И-Богословского монастыря в 1463 г. Чердынь стала колыбелью крещения всего Урала. Присоединение Перми Великой Чердыни к Москве в 1472 г. определило ее дальнейшую жизнь и развитие не только как важной территории для Москвы - форпоста в Сибирь, но и как культурного, духовного центра огромной территории.

Известно, что первую икону в Пермь Великую привез покчинский князь Михаил из Москвы в 1472 г. Это икона Благовещенье Пресвятой Богородицы. Об этом событии пишет И.Я. Кривощеков в своем «Географо-статистическом словаре Чердынского уезда». В нем он упоминает и древнее резное изображение св. Николая Можайского.

Почему же деревянная скульптура получила такое широкое распространение наряду с иконами? И откуда она пришла в Пермь Великую? Деревянная скульптура, скорее всего, проникла в Пермь Великую из Русского Севера и Центральной России. Широкое распространение в Чердынском крае деревянная скульптура получила уже в XVII в. Она украшала церкви и часовни, как в Чердыни, так в селах и деревнях. Но кто были первые мастера-резчики, к сожалению, не известно. Да и первые скульптуры не сохранились из-за частых пожаров, в которых сгорали и церкви. Есть вероятность, что одними из первых резчиков были жители Покчи и Чердыни, в том числе и монахи мужского монастыря, а потом появились мастера и в других населенных пунктах - Шакшере, Бондюге.

В начале XVIII в. Русская православная церковь запретила объёмные изображения святых. Постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722 г. запрещало «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные от неискусных или злокозненных иконников выдуманные, понеже не имеем, — говорится в указе, — богоизбранных художников, а дерзают истесовати их сами неотесанные невежды». Из этого следует, что запрещена была скульптура, вырезанная неспециалистами и умельцами, а «невеждами», не имевшими навыка такой работы. Но искоренить традицию вырезать «богов» из дерева не удалось. К тому же сами лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество. Черты лиц на скульптурах, очевидно, в зависимости от национальной принадлежности самого художника, чаще всего соответствуют коми-пермяцкому или башкирскому типу.

Наиболее распространённый образ Христа в пермской скульптуре — «Христос в темнице», «Спас Полуночный» или «Христос сидящий». В русской иконографии этот сюжет появился лишь в XVII в. и, как считается, был заимствован из католической живописи. Фигуры Спасов ставили внутри храма в некоторое подобие темниц, тоже сделанных из дерева. В чердынской Успенской церкви для скульптуры Христа была предусмотрена ниша в северной стене в зимнем и летнем храме. В документах церкви за 1803 г. упоминаются две скульптуры Христа – «Распятие» и «Сидящий спаситель». Авторы, к сожалению, не указаны. В настоящее время эти скульптуры находятся в Пермской художественной галерее.

«Открывателем» Пермской скульптуры называют Н. Н. Серебренникова, который с 1923 по 1926 гг. организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины в Пермском крае. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. Значительная часть деревянных скульптур, а это 195 предметов, была вывезена из Чердынского уезда в 1923 г. в ходе двух экспедиций под руководством Н.Н. Серебренникова. Из церквей города Серебренников забрал 23 скульптуры, больше всего из Троицкой церкви – 7 скульптур. Что касается сельских церквей, то из шакшерской Знаменской церкви вывезено было 12 скульптур. Из остальных церквей и часовен - от одной до семи скульптур.

В собрании Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина находится деревянная скульптура, собранная в церквах и часовнях района в 1930-1950-е гг. Коллекция включает 55 предметов, часть из которых представлена на выставке «Пермские боги едут домой». Одной из первых поступила скульптура священной птицы - резного голубя на фоне солнечных лучей. Доставил ее в музей учитель, краевед Леханов Владимир Федорович в 1939 г. из Ильинской церкви села Пянтег. Она украшала иконостас церкви.

Н. Н. Серебренников занимался изучением скульптуры, он же составил и первый ее каталог с полным описанием. По его мнению, в Чердынском крае сложилась «Шакшерская школа» резьбы деревянной скульптуры. В предметах, собранных в 1923 г. в Нижнем Шакшере, Лимеже, Искоре, Редикоре, Серебренников увидел похожие технические приемы и стилистические аналогии. На основании этого он выдвинул предположение о существовании «шакшерской художественной школы». Он ввел понятие школы «шакшерского мастерства», приемов «шакшерского мастерства», или «шакшерского ваятеля», которыми и сегодня пользуются искусствоведы.

В Чердыни жил известный резчик Емельян Александрович Ламанов (1792-1867гг.), работы которого отличаются не большими размерами. Скульптуры мастера изящные и реалистичные. На выставке представлена его работа «Распятие Христа» в киоте. Талантливый мастер реалистично показал страдания Спасителя на кресте. Над головой распятого Господа вырезаны буквы «ИНЦИ» (И(исус) Н(азорей) Ц(арь) И(удейский). На выставке представлены и инструменты мастера – стамески и коловорот, украшенные растительным и геометрическим орнаментом, на них вырезана дата «1822».

В настоящее время, кроме Е.А. Ламанова, известны чердынские мастера-резчики – инок Сергий из мужского Иоанно-Богословского монастыря и Иван Афанасьевич Головин, мещанин из семьи известных иконописцев. Можно предположить, что и его отец Головин Афанасий Григорьевич также резал деревянную скульптуру, как и его дед, Григорий Головин.

Исследовательская работа по этой теме продолжается. Предстоит изучить имеющиеся в архиве музея документы городских и сельских церквей, в которых, возможно, есть сведения о предметах деревянной скульптуры, или хотя бы время их поступления в церковь. Будем надеяться, что работников музея ждут открытия.


По материалам заместителя по научной работе Чердынского краеведческого музея - Елены Павловны Куртенок

Скульптурная композиция "Положение во гроб"

Скульптурная композиция "Положение во гроб"

Скульптура "Христос в темнице"

Скульптура "Христос в темнице"


Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 5

Елизавета Боровская
Да, шикарные образцы искусства! В Петербурге несколько лет назад была потрясающая выставка скульптур "Христос в темнице". Наверняка и из Чердыни приезжали экспонаты.
А какая коллекция в вашем музее? Расскажите о самом ценном резном экспонате.
26 декабря 2023 г.
Ответить
Чердынский Музей
Елизавета, в коллекции Чердынского музея хранится только 55 скульптур, 28 из них представлены на выставке. Основная коллекция находится в Пермской художественной галерее. Все предметы из нашей коллекции ценные, уникальные их сохранение можно назвать волшебством. Ведь только представьте, что если бы не люди, которые проводили экспедиции в советское время, то возможно до нас не дошли бы и эти удивительные предметы искусства.
28 декабря 2023 г.
Ответить
Марина Кошелева
Чердынский, Вот спасибо исследователям!
31 декабря 2023 г.
Ответить
Чердынский, а сколько из них мастера Ламанова? Это мой дед
28 июня 2024 г.
Ответить
Марина Кошелева
Если бы не такие люди как Н.Н. Серебряников, мы бы никогда не увидели эти великолепные работы! Ведь богоборцы да и простые люди могли сто раз все это уничтожить, сжечь! Просто чудо, что сохранились такие экспонаты! Очень хочется посмотреть вживую.
31 декабря 2023 г.
Ответить
Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город