Предметы пермской деревянной скульптуры являются ценными историко-художественными памятниками. Эти произведения народного ваяния на протяжении ряда столетий украшали храмы и часовни многочисленных населенных пунктов Пермского края. Ни в одной другой территории России неизвестно распространение деревянной скульптуры в таком большом масштабе, как в Пермском крае. Художественное достоинство многих деревянных скульптур говорит об их высокой значимости не только на местном уровне, но и в масштабе всей страны. Поэтому она и получила свое название - Пермская деревянная скульптура.
Время появления деревянной скульптуры на территории Перми Великой Чердыни не известно. Но появление ее однозначно связано с крещением местного населения в 1462 г. и основанием первого на Урале мужского И-Богословского монастыря в 1463 г. Чердынь стала колыбелью крещения всего Урала. Присоединение Перми Великой Чердыни к Москве в 1472 г. определило ее дальнейшую жизнь и развитие не только как важной территории для Москвы - форпоста в Сибирь, но и как культурного, духовного центра огромной территории.
Известно, что первую икону в Пермь Великую привез покчинский князь Михаил из Москвы в 1472 г. Это икона Благовещенье Пресвятой Богородицы. Об этом событии пишет И.Я. Кривощеков в своем «Географо-статистическом словаре Чердынского уезда». В нем он упоминает и древнее резное изображение св. Николая Можайского.
Почему же деревянная скульптура получила такое широкое распространение наряду с иконами? И откуда она пришла в Пермь Великую? Деревянная скульптура, скорее всего, проникла в Пермь Великую из Русского Севера и Центральной России. Широкое распространение в Чердынском крае деревянная скульптура получила уже в XVII в. Она украшала церкви и часовни, как в Чердыни, так в селах и деревнях. Но кто были первые мастера-резчики, к сожалению, не известно. Да и первые скульптуры не сохранились из-за частых пожаров, в которых сгорали и церкви. Есть вероятность, что одними из первых резчиков были жители Покчи и Чердыни, в том числе и монахи мужского монастыря, а потом появились мастера и в других населенных пунктах - Шакшере, Бондюге.
В начале XVIII в. Русская православная церковь запретила объёмные изображения святых. Постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722 г. запрещало «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные от неискусных или злокозненных иконников выдуманные, понеже не имеем, — говорится в указе, — богоизбранных художников, а дерзают истесовати их сами неотесанные невежды». Из этого следует, что запрещена была скульптура, вырезанная неспециалистами и умельцами, а «невеждами», не имевшими навыка такой работы. Но искоренить традицию вырезать «богов» из дерева не удалось. К тому же сами лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество. Черты лиц на скульптурах, очевидно, в зависимости от национальной принадлежности самого художника, чаще всего соответствуют коми-пермяцкому или башкирскому типу.
Наиболее распространённый образ Христа в пермской скульптуре — «Христос в темнице», «Спас Полуночный» или «Христос сидящий». В русской иконографии этот сюжет появился лишь в XVII в. и, как считается, был заимствован из католической живописи. Фигуры Спасов ставили внутри храма в некоторое подобие темниц, тоже сделанных из дерева. В чердынской Успенской церкви для скульптуры Христа была предусмотрена ниша в северной стене в зимнем и летнем храме. В документах церкви за 1803 г. упоминаются две скульптуры Христа – «Распятие» и «Сидящий спаситель». Авторы, к сожалению, не указаны. В настоящее время эти скульптуры находятся в Пермской художественной галерее.
«Открывателем» Пермской скульптуры называют Н. Н. Серебренникова, который с 1923 по 1926 гг. организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины в Пермском крае. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. Значительная часть деревянных скульптур, а это 195 предметов, была вывезена из Чердынского уезда в 1923 г. в ходе двух экспедиций под руководством Н.Н. Серебренникова. Из церквей города Серебренников забрал 23 скульптуры, больше всего из Троицкой церкви – 7 скульптур. Что касается сельских церквей, то из шакшерской Знаменской церкви вывезено было 12 скульптур. Из остальных церквей и часовен - от одной до семи скульптур.
В собрании Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина находится деревянная скульптура, собранная в церквах и часовнях района в 1930-1950-е гг. Коллекция включает 55 предметов, часть из которых представлена на выставке «Пермские боги едут домой». Одной из первых поступила скульптура священной птицы - резного голубя на фоне солнечных лучей. Доставил ее в музей учитель, краевед Леханов Владимир Федорович в 1939 г. из Ильинской церкви села Пянтег. Она украшала иконостас церкви.
Н. Н. Серебренников занимался изучением скульптуры, он же составил и первый ее каталог с полным описанием. По его мнению, в Чердынском крае сложилась «Шакшерская школа» резьбы деревянной скульптуры. В предметах, собранных в 1923 г. в Нижнем Шакшере, Лимеже, Искоре, Редикоре, Серебренников увидел похожие технические приемы и стилистические аналогии. На основании этого он выдвинул предположение о существовании «шакшерской художественной школы». Он ввел понятие школы «шакшерского мастерства», приемов «шакшерского мастерства», или «шакшерского ваятеля», которыми и сегодня пользуются искусствоведы.
В Чердыни жил известный резчик Емельян Александрович Ламанов (1792-1867гг.), работы которого отличаются не большими размерами. Скульптуры мастера изящные и реалистичные. На выставке представлена его работа «Распятие Христа» в киоте. Талантливый мастер реалистично показал страдания Спасителя на кресте. Над головой распятого Господа вырезаны буквы «ИНЦИ» (И(исус) Н(азорей) Ц(арь) И(удейский). На выставке представлены и инструменты мастера – стамески и коловорот, украшенные растительным и геометрическим орнаментом, на них вырезана дата «1822».
В настоящее время, кроме Е.А. Ламанова, известны чердынские мастера-резчики – инок Сергий из мужского Иоанно-Богословского монастыря и Иван Афанасьевич Головин, мещанин из семьи известных иконописцев. Можно предположить, что и его отец Головин Афанасий Григорьевич также резал деревянную скульптуру, как и его дед, Григорий Головин.
Исследовательская работа по этой теме продолжается. Предстоит изучить имеющиеся в архиве музея документы городских и сельских церквей, в которых, возможно, есть сведения о предметах деревянной скульптуры, или хотя бы время их поступления в церковь. Будем надеяться, что работников музея ждут открытия.
По материалам заместителя по научной работе Чердынского краеведческого музея - Елены Павловны Куртенок
Скульптурная композиция "Положение во гроб"
Скульптура "Христос в темнице"
А какая коллекция в вашем музее? Расскажите о самом ценном резном экспонате.