Новейшее здание Третьяковки открылось. Передвижников двинули первыми. Именно с выставки, посвящённой творчеству участников Товарищества передвижных художественных выставок и начинает работу корпус галереи на Кадашёвской набережной.
Устроители говорят, что это крупнейший проект за последние 50 лет, посвящённый самому, пожалуй, известному объединению художников в России. Что же интересного можно здесь увидеть? Во-первых, историю самого движения. Как и любое явление, объединение стартовало, развивалось, достигло максимальной популярности и известности, а после дошло до кризисного раскола. На выставке даже есть постпередвижнические работы участников и это представляет отдельный интерес.
В анонсе многообещающе заявлен целый раздел "Женский вопрос". По факту это 4 картины, но тем не менее важность темы положения женщины в обществе, которая была на повестке в конце 19 века, отражена. В это время появились и художницы. Учиться наряду с мужчинами в академии всë равно ещë было невозможно, но уже разрешили посещать художественные классы в качестве вольнослушательниц. А первой женщиной, принятой в товарищество передвижников была Эмилия Шанкс. Одна из еë картин тоже представлена на выставке.
Очень интересно, что организаторы выставки указали в подписи к каждой картине не только автора, название и музейное собрание, но и год, когда картина экспонировалась на передвижной выставке. И хотя развешены работы по иному принципу, всë равно проследить динамику можно.
Например, кто бы мог подумать, экспонатами последних выставок были портреты великих князей и даже императрицы! Так что то, что было когда-то создано в противовес Академии художеств, сама стало своего рода академией.
Несмотря на то, что 90% работ хрестоматийные, всë равно выставка интересная и достойна посещения. Она занимает большой зал на третьем этаже, а всë остальное пространство огромного здания – это общественные пространства, коридоры, магазин, лестницы... Виды из огромных панорамных окон на Москву прекрасные! Я буду ждать следующую выставку с нетерпением.