Образ чудесного сказочного существа – птицы-девы Сирин – всегда вдохновлял художников разных эпох. Сирин обладает женской головой несравненной красоты, туловищем и крыльями птицы. По преданиям, птица обладает чудесным голосом, но подчиняется силам тьмы. Того, кто слышит ее дивное пение, ждет потеря памяти, забвение и скорая погибель. Образ птицы Сирин восходит к древнегреческой мифологии и упоминается в легенде об Одиссее. Хитроумному царю Итаки предстояло проплыть мимо смертоносного острова Сирен, и он, по совету волшебницы Цирцеи приказал гребцам заткнуть уши воском, а его самого привязать к мачте корабля – так Одиссей смог остаться в живых и услышать пение сладкоголосых птиц.
Гидрия с изображением петухов и сирен. Клазомены, Восточная Греция. Третья четверть VI в. до н.э. Собрание ГМИИ им. Пушкина
Птица Сирин часто упоминается в тандеме с другой райской птицей – Алконостом. Алконост – антипод Сирин, птица радости, которая символизирует божественный промысел. Первое известное упоминание птиц встречается в Русском хронографе 1617 года. В русском искусстве совместное изображение райских птиц Сирин и Алконост является традиционным сюжетом: особое распространение он получил в печатных лубках, которые выпускались с середины XVIII и на протяжении всего XIX века. В русском лубке птицу Алконост изображали как женщину с короной на голове и цветами в руках. Сирин же изображалась без короны, в венце и с крыльями вместо рук.
Райская птица Сирин. Лубочная картинка. Середина XIX века. Коллекция Государственного Исторического Музея
Алконост и Сирин. Лубочная картинка. Середина XIX века. Коллекция Государственного Исторического Музея
Сюжет с райскими птицами любили использовать в народных промыслах. Например, птиц гравировали на пряничных досках, использовали в сюжетах пермогорской росписи и для украшения печных изразцов, лепили глиняные игрушки-свистульки. Образ райских птиц и в наше время широко используется в прикладном искусстве.
Дворец Меншикова. Печной изразец с птицей Сирин
Птица Сирин-свистулька. Керамика. Г. Торжок Тверской обл. 1970-е гг.
К образу райских птиц в своем творчестве обращался певец русского эпоса и мифологии Виктор Васнецов. В картине «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали» Васнецову удалось совместить образность русского фольклора, живописный реализм и декоративность модерна. Композиция картины делится на две части: слева сидит темная и печальная птица Сирин, а справа – светлая и радостная птица Алконост. Примечательно, что в русской традиции левая сторона считалась «дурной», а правая ассоциировалась с радостью и счастьем. Птицы сидят на ветках одного дерева, что подчеркивает их взаимосвязь и дуальность миропорядка, где добро идет рука об руку со злом, а радость – с печалью.
Виктор Васнецов. «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали». 1896 год. Коллекция Государственной Третьяковской Галереи
Русская мифология – неиссякаемый источник вдохновения для творцов. Современные художники, как и их предшественники, снова и снова обращаются к богатой теме фольклора и продолжают традиции жанра. В завершении статьи поделюсь с вами работой русского живописца Андрея Шишкина «Птица вещая». Картина написана в стиле академического реализма, и в ней прослеживаются явные отсылки к сказочному стилю Васнецова. Полотно является самобытным произведением искусства и воплощает собирательный образ райских птиц, в частности, образ мифологической птицы Гамаюн, которая могла предсказывать будущее и знала обо всем на свете.
Андрей Шишкин. «Птица вещая». 2007 г.
На крышах домов – фонари с египетской тьмой:
Тронулся лед – так часто бывает весной:
Живущим на льдинах никто не сказал,
Что может быть так.
Откуда нам знать, что такое волна?
Полуденный фавн, трепет русалок во тьме…
Наступает ночь – начнем подготовку к зиме.
И, может быть, следующим, кто постучит
К нам в дверь
Будет война…
Я возьму на себя зеркала,
Кто-то другой – хмель и трепетный вьюн…
Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн.
Как мы условились, я буду ждать по ту
Сторону стекла.
И еще один образ вспомнился: птица Феникс из прекрасного фильма Садко, в исполнении Лидии Вертинской, просто шедевр!