28 июня 2023 г.
0
3
170

Обратная перспектива в иконе как способ преодолеть ограниченность натурализма

Нравится Нравится
Поделиться

У современного человека византийское и русское церковное искусство часто вызывает противоречивые чувства, причиной тому искажённые пропорции лица и тела, стилистика изображения, но больше всего вопросов вызывают неправильно нарисованные геометрические объекты. Возникает ощущение, что художник, написавший их, не умел рисовать. Так ли это? Давайте разбираться.

На иконах часто используется принцип обратной перспективы. Предметы и люди на них выглядят, как если бы мы смотрели на них с разных ракурсов одновременно. Например, книга может  быть изображена так, что видно сразу четыре её плоскости, и она будет расширяться вдаль. Так же дело обстоит с ликами и фигурами святых. Мы видим их спереди, но одновременно с этим, видим и оба плеча, развернутые на нас.

В отличие от привычной нам линейной перспективы, согласно которой параллельные линии сходятся в одной точке на горизонте, обратная перспектива имеет точку схода не где-то там, вдалеке,  а внутри самого зрителя. То есть, фактически, в византийской или древнерусской живописи это не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас, или, как говорят иконописцы, — демонстрирует нам благодать, изливающуюся из мира горнего на нас. Это иллюстрирует неземную сущность бытия, в котором существуют персонажи иконы.

Такой принцип изображения имеет несколько причин основания.  Первая кроется в средневековом мировоззрении, согласно которому, изображая божественный мир, нельзя использовать мирские способы передачи иного пространства. Сюда же относится недоверие человеческому глазу из-за его плотской природы. А значит нужен другой, отличный от привычного нам,  способ построения пространства.

Вторая причина - в информативности, которую даёт такой способ построения, в возможности разворачивать строения так, что открываются  "заслонённые" ими сцены и детали, что является преимуществом для иконного повествования, учитывая тот факт, что долгое время икона была библией для неграмотных.  А обратная перспектива совмещает несколько точек зрения, и  каждая из них переносится на изображение: так мы видим предмет одновременно сверху, слева и справа.

Также есть версия, что идея обратной перспективы возникла из наблюдения  за расходящимися лучами света: чем ближе проекция луча к источнику тем она уже, чем дальше - тем шире.

Так или иначе, с законами линейной перспективы  древние русские иконописцы были знакомы, но сознательно не приняли её. Так обратная перспектива сохранила свой духовный  смысл, и продолжила протест против соблазнов "плотского зрения".

Помимо византийских и русских икон, этот приём можно встретить в средневековом искусстве, раннехристианских росписях катакомб, в романских и готических росписях.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 0

Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город