Николай Константинович Рерих — русский художник, философ, писатель, сценограф, археолог, путешественник. Автор «Пакта Рериха», на законодательном уровне закрепившего охрану и защиту памятников культуры во всем мире.
Жизнь Николая Рериха была крайне насыщенна: безоблачное детство, годы активной учёбы, путешествия, научная деятельность, эмиграция и годы скитаний.
Николай родился 9 октября 1874 года в семье нотариуса Константина Фёдоровича и купеческой дочки Марии Васильевны. Семья устраивала званные обеды, частыми гостями на которых были известный химик Дмитрий Менделеев, историк Николай Костомаров и художник Михаил Микешин. Микешин станет первый учителем рисования маленького Николая.
Николай Рерих. Силы Небесные с нами невидимо служат. 1924г. Муждунар. Центр-музей Н.К.Рериха, Москва
Николай Рерих. Печоры. Монастырские стены и башни. 1903г. Музей искусства народов востока, Москва
Николай Рерих. Изборск. Изборские башни. 1903г. Частная коллекция
Отец художника не разделял желания сына посвятить жизнь искусству и настаивал на юридическом образовании. Николай нашёл выход из положения: он поступил сразу и на юридический и историко-филологический факультеты Государственного Университета и в Академию Художеств имени Репина, в класс Архипа Куинджи. Не смотря на нехватку времени он успевал ездить и на археологические раскопки. Дипломную работу художника «Гонец» приобрёл меценат Третьяков, Рериха премировали поездкой по Европе и взяли на стажировку к известным французским мастерам. Тогда же он знакомится с Еленой Шапошниковой - своей будущей женой. Николай Рерих активно выставляется в России и за рубежом, участвует в знаменитых «Русских сезонах» Дягилева в Париже, становится известен как академический исследователь древнерусской иконописи и зодчества, и председатель «Мира искусства».
Николай Рерих. Великанша Кримгерд. 1915г. Областной музей изобразительных искусств им. М.Врубеля, Омск
Николай Рерих. Волокут волоком. 1915г. Музей Н.К.Рериха, США Нью-Йорк
Николай Рерих. Древний пейзаж. 1911г. Художественный музей, Самара
Николай Рерих. Идолы. Языческая Русь. 1919г. Галерея нового искусства . Хорватия, Загреб
Николай Рерих. Карельский пейзаж
Николай Рерих. Святое озеро. 1917г. Музей при Ратгерском университете, США, Нью-Джерси
Николай Рерих. Христос в пустыне. 1933г. Международный центр-музей им.Н.К.Рериха, Москва
В предреволюционное время, столкнувшись с трудностями и лишениями, заработав хроническую пневмонию в сыром ветренном Петербурге Рерихи переезжают в Карелию. Тут он напишет много картин, вдохновившись карельскими пейзажами и здешней мифологией. А в 1919 году, после революции переедет в Лондон. Здесь у Рерихов начинались ещё большие финансовые проблемы. Николай устраивается театральным декоратором, но денег по-прежнему не хватает, к тому же картины не продаются.
Николай Рерих. Покаяние. 1917г. Музей Н.К.Рериха, США Нью-Йорк
Николай Рерих. Древний пейзаж. 1911г. Художественный музей, Самара
Николай Рерих. Пречистый град врагам озлобление. Вариант 1911г. Собрание Джо Джагода, США, Даллас
Неожиданным проблеском света стала увлечённость жены художника Елены эзотерикой. Рерихи познакомились с членами Теософского общества Блаватской и стали его активными участниками. «Братья и сёстры» помогали эмигрантам чем могли. Здесь Николай Рерих зажегся воплотить свою давнюю мечту – поехать в Индию с научной экспедицией, возможностью проводить археологические раскопки и писать экзотические пейзажи.
Николай Рерих. Агни-Йога. Проект фрески. 1928г.
Николай Рерих. Агни-Йога. Проект фрески. 1928г.
Николай Рерих. Лама. 1945г. Музей искусств народов востока, Москва
Николай Рерих. Мощь пещер. 1925г. Художественный музей, Нижний Новгород
Вскоре Рерихи по приглашению друзей переехали в Америку, где планировали провести серию выставок. Там семейство быстро наладило связи с местными теософами и вскоре познакомились с состоятельным биржевым деятелем Луисом Хоршем. Хорш стал поклонником творчества и духовного богатства Николая Рериха и приобрёл большое количество его картин, почитая Рериха как своего духовного учителя. У семьи наконец появилась почва под ногами. Они организовали Международный центр искусств, который являлся организацией по охране памятников культуры, создали Школу агни-йоги и несколько концессий по разработке полезных ископаемых в Советской России. Но самым главным стало то, что Николай Рерих наконец получил финансирование на желаемую экспедицию.
Николай Рерих. Вестник от Гималаев (Направлясь домой). 1941г. Галерея Шри Читралайам. Индия, Тируванантапурам
Николай Рерих. Тибет. 1933г. Музей Н.К.Рериха, США Нью-Йорк
С 1923 года Рерихи делали попытки попасть в Тибет, закрытую от чужих глаз территорию, но это так и осталось мечтой. Зато за годы попыток было пройдено много приключений: месяцы жизни среди заснеженных гор, плен, письма Далай-ламе, короткая поездка в Москву, путешествие на Алтай, в Монголию, Индию и Китай. За 5 лет экспедиций художник скопил множество материала – более 500 зарисовок, этнографические наблюдения, дневники с походов. Не смотря на провалившиеся планы посещения Шамбалы, американские спонсоры остались довольны результатами и стали спонсорами создания Института гималайский исследований «Урусвати». Институт, расположенный в долине Кулу, в предгорье Гималаев, откуда Рерих ездил на этюды и написал множество своих самых известных картин, в том числе и на основе сделанных ранее зарисовок.
Николай Рерих. Гуга Чохан. 1933г. Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, Москва
Наслаждаясь спокойным течением жизни он вёл переписки с многочисленными общественными деятелями, среди которых окажутся Франклин Рузвельт, Генри Уэллс и Альберт Эйнштейн. Как автора Пакта о защите культурных ценностей Николая Рериха номинировали на Нобелевскую премию, а Луис Хорш посвятил своему гуру небоскрёб «Мастер-билдинг» в Нью-Йорке.
Светлая полоса жизни художника кончилась с началом биржевого кризиса 1930-х и усугубилось после того, как Рерих включился в политические склоки и поддерживал русских эмигрантов. Белогвардейцы напишут в прессе, что на деньги США, спонсированные Рериху в Японии ведется коммунистическая пропаганда, а также о военных приготовлениях экспедиции Рериха у границ Монголии.
Николай Рерих. Матерь Мира. 1924г.
Николай Рерих. Шенцзе-Дзонг в Транс-Гималаях. Тибет. 1928г. Собрание Giro, США, Нью-Йорк
Американские спонсоры почувствовали себя обманутыми. В итоге от художника отворачиваются его покровители: все учреждения Рерихов в Америке были упразднены, на него наложены огромные штрафы, въезд на территорию США запрещен. Лишившись средств институт «Урусвати» пришлось закрыть. Вернуться на родину тоже не получается - Москва отказывается принять художника.
Николай Рерих. Корабль пустыни (Одинокий путник). 1935-1936г. Центр-музей Н.К.Рериха, Москва
Николай Рерих. Храм – Лахуль. 1931г. Музей искусства народов востока, Москва
Так бывший институт «Урусвати» в Гималаях стал последним пристанищем Николая Рериха. На камне, установленном на месте захоронения Николая Рериха, есть надпись, которая гласит, что здесь великий художник достиг самадхи — состояния абсолютного покоя, предшествующего нирване.
Но на самом деле это и не очень важно сейчас.
Важнее то, что творится с его наследием и с коллекцией, которая принадлежала музею в Москве.
Наверное поэтому к статье и не прикреплён список музеев? Хотя, может быть и потому, что Рерих есть практически в любом музее)
Сейчас большая часть коллекции экспонируется на ВДНХ, в так называемом филиале музея Востока.
Ну а все поклонники (и я в их числе) ждут обещанную к 150-летию художника грандиозную выставку в Третьяковке.
Открытие планируется на 10 октября. Жду с нетерпением.
А в Петербурге мы очень любим ездить в Извару. Настоящая колыбель Николая Константиновича.
Подробности об экскурсии в Извару можно найти в группе "Неоклассика" в ВК.
За эту бесценную коллекцию лучшие музеи мира были готовы заплатить огромные деньги, но Юрий Николаевич предпочёл отдать всё это в дар русскому народу, не получив за это даже символической платы. Единственное условие, на котором он передал коллекцию России, состояло в том, чтобы картины Н.К.Рериха не лежали в хранилищах, а находились в постоянной экспозиции.
Про Николая Рериха можно бесконечно писать, тут точно одной статьи не хватит, думаю отдельную написать как раз о его семье, Елена и Юрий заслуживают отдельного внимания, и их деятельность еще добавляет света и красок в историю самого художника. Не хотелось тут вдаваться в подробности склок, поэтому вскользь упомянула для ясности.
Насчёт отдельного внимания, почему только Елена и Юрий? Святослав ничем не хуже)
С удовольствием почитаю статьи о них.