Музей — это не только экспозиция, экспликация, интерактивные элементы, смотрители, хранители и экскурсоводы. Музей — это еще и здание, в котором он размещен. Дом, в котором он живет. Мы открываем новую авторскую рубрику «Музейная архитектура», в которой расскажем о самых интересных, эффектных, необычных, исторически и архитектурно значимых музейных зданиях.
Рубрику ведет Дмитрий Котов — искусствовед, историк и теоретик архитектуры, гид с многолетним стажем.
А начнем мы с музеев Москвы. Более того — с самого сердца столицы.
1. Государственный исторический музей
Архитекторы Владимир Шервуд и Анатолий Семенов, 1875–1883
Началась история музея, как ни странно, с разрушения исторической постройки. Ради строительства нового здания была снесена первая московская ратуша, возведенная в 1700 году по указанию Петра I, а с 1755 года ставшая первым пристанищем Московского университета.
Фасад здания ратуши. Чертеж Осипа Бове, 1816
Сама идея создания Исторического музея была обозначена в указе императора Александра II в феврале 1872 года. Важным условием при подготовке проекта была ориентация на традиционную русскую архитектуру и «рифмовка» нового объекта с собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также известным как храм Василия Блаженного на Красной площади. Для реализации был выбран проект Владимира Шервуда и Анатолия Семенова. Причем Шервуд, формально не имея статуса архитектора, отвечал в первую очередь за оформление внешнего и внутреннего убранства, а Семенов занимался техническими вопросами. 20 августа (1 сентября) 1875 года Александр II во время торжественной церемонии лично заложил первый камень в основание музея.
В. Шервуд, А. Семенов. Проект Исторического музея. Фасад с Красной пл., 1875
Строительство музея. Вид от Кремля, 1875—1876. Источник: pastvu.com
Исторический музей. Вид с Красной площади. Фото из альбома Найденова, 1884
Владимир Осипович Шервуд, автопортрет, 1876
Исторический музей был открыт для публики летом 1883 года, уже при императоре Александре III. В те времена для российского общества в целом и отечественной архитектуры в частности был актуален вопрос поиска национального стиля, обращения к культурному наследию прошлого. Подобные процессы наблюдались и во многих других странах, сформировав направление национального романтизма в искусстве. В России же итогом этих поисков стал русский стиль, в литературе также иногда именуемый неорусским. ГИМ — один из ключевых его примеров.
ГИМ. Вид с Красной площади. Источник: wordpress.com
ГИМ. Вид с Манежной площади. Источник: dzeninfa.ru
На протяжении нескольких лет Шервуд вносил корректировки в проект, поэтому итоговая постройка несколько отличается от первых эскизов, сохраняя при этом основную идею. Музей действительно перекликается с Покровским собором, как композиционно, так и в архитектурных деталях. Он тоже имеет сложную составную форму с тяготеющими к центру и устремленными вверх архитектурными объемами разного размера, завершенными не куполами, но шатрами — также разной величины и формы. Вместо крестов шатры увенчаны позолоченными символами монаршей власти — львами, единорогами и орлами. Они исполняют роль флюгеров и издалека не кажутся гигантскими, однако в реальности размах орлиных крыльев — три метра.
Флюгер в виде двуглавого орла. Фото: Валдес Иванов
Позолоченные лев и единорог. Фото: Павел Котов
Порталы музея оформлены в формах традиционных для русской архитектуры XVI—XVII веков крылец с «подвешенными» по центру гирьками. На фасадах в обилии присутствуют килевидные кокошники, треугольные вимперги, разнообразные пояски. Все эти детали также «роднят» ГИМ с храмом Василия Блаженного.
Если подойти к зданию вплотную и посмотреть на него снизу вверх, можно заметить в нем и мотивы фортификационной архитектуры — своеобразные очертания крепостных башен, навесные бойницы — машикули, и все это — в русле нарядного русского стиля, с ненавязчивой отсылкой к соседнему Кремлю.
Характерные здания того времени часто относят к так называемому «кирпичному стилю». На самом деле, это не столько стиль, сколько архитектурный прием, который может использоваться в разных стилях, в том числе русском. Его характеризуют необлицованные кирпичные постройки, выразительность которых — в рисунке и ритме кладки. Здание ГИМ — пожалуй, ярчайший образец «кирпичного стиля» в России.
ГИМ. Вид снизу. Фото автора
Портал с гирькой. Источник: rus-towns.ru
Детали фасада. Источник: mosprogulka.ru
Музей великолепен не только снаружи, но и внутри. Оформлением интерьеров, помимо Шервуда и Семенова, в ходе строительных работ также руководили архитекторы Александр Попов, Николай Никитин и нижегородский самородок Петр Бойцов. Залы расписывали выдающиеся художники, среди которых Виктор Васнецов, Валентин Серов, Иван Айвазовский, Илья Репин, Генрих Семирадский. Нетрудно представить, какой восторг у посетителей вызывало оформление Парадных сеней, своды которых были украшены генеалогическим древом императорской семьи из 68 портретов.
Парадные сени. Фото: Alexander Savin
Парадные сени. Генеалогическое древо императорской семьи. Фото: Alexander Savin
Виктор Васнецов. Фриз «Каменный век», 1882—1885
К сожалению, в 1936—1937 годах, по идеологическим мотивам, портреты августейших особ были закрашены побелкой, внутреннее убранство музея сильно пострадало. Чтобы вернуть интерьерам первоначальный облик, понадобилось полтора десятилетия кропотливого труда сотен специалистов — реставрационные работы с перерывами осуществлялись с 1986 по 2002 годы.
Стилистические особенности здания Исторического музея, безусловно, повлияли на формирование нынешнего ансамбля Красной площади и площади Революции — в том же русском стиле были построены Московская городская дума, Верхние и Средние торговые ряды.
2. Дом-музей М. Н. Ермоловой
Архитектор Константин Чичагов, 1873–1875
Изначально дом на Тверском бульваре был построен еще в 1773 году неизвестным архитектором и на протяжении последующего столетия многократно перестраивался, меняя владельцев. Последняя перестройка, в ходе которой здание приняло нынешний вид, была завершена в 1875 году Константином Николаевичем Чичаговым — не самым именитым представителем знаменитой династии архитекторов.
Он пристроил к основному дому флигель, соединив его аркой и переходом. Рустованный фасад с лепными элементами и рядом дентикул под верхним карнизом эклектичен и вполне вписывается в архитектурные тенденции того времени. Вазоны на крыше и картуш в своеобразном полукруглом фронтоне, венчающем композицию, — это в целом что-то очень «чичаговское».
Дом-музей М. Н. Ермоловой в новогоднем убранстве. Все фото автора
В 1889–1928 годах здесь жила актриса Малого театра Мария Николаевна Ермолова, принимая в гостях Немировича-Данченко, Станиславского, Шаляпина и других деятелей искусства. В последние годы жизни Ермолова тяжело болела, настроение ей поднимали тонированные розовые стекла, вставленные в окна комнаты, — они сохранились по сей день.
Действующий внутри дом-музей М. Н. Ермоловой — филиал Бахрушинского музея.
3. Музей архитектуры имени Щусева
Предположительно, архитектор Матвей Казаков, 1787
Было бы нелогично, если бы этого музея не было в нашей подборке. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева — один из крупнейших в мире научных центров по изучению и популяризации архитектурного наследия. Идеи организации подобного музея высказывались еще в XIX веке, но основан он был только в 1934 году. Инициатором создания и первым директором стал выдающийся отечественный зодчий Алексей Щусев, имя которого впоследствии и получил музей. Свой нынешний дом учреждение обрело уже после войны, в 1945 году, однако само здание имеет гораздо более давнюю историю и статус объекта культурного наследия народов России федерального значения.
История участка, на котором ныне находится музейный комплекс, известна еще с 1620-х годов, он неоднократно менял владельцев. Сегодня музей включает в себя несколько исторических зданий разного времени: трапезная палата Государева Аптекарского двора XVII—XVIII веков, «Дом садовника» XVIII века, здание конюшен и каретного сарая XVIII—XIX веков (флигель «Руина») и основной корпус, который мы рассмотрим чуть подробнее.
Трапезная палата Аптекарского приказа. Фото: Владимир Дар
«Дом садовника» в 1993—1994 гг. Источник: pastvu.com
Флигель «Руина». Бывший каретный сарай с конюшнями. Фото: Владимир Дар
Пространство флигеля «Руина». Фото: Елена Петухова
Усадебный дом на Воздвиженке был построен в 1787 году для приближенного Екатерины II, тайного советника, сенатора Александра Федоровича Талызина. Автором проекта, как предполагают исследователи, был знаменитый московский архитектор Матвей Федорович Казаков, хотя никаких документальных подтверждений этому нет. Так или иначе, зодчий включил этот проект в один из своих «Альбомов партикулярных строений». На рисунке фасада хорошо видно, что изначальный ансамбль городской усадьбы Талызина имел совсем иной облик: трехэтажный центральный корпус соединялся с двумя боковыми флигелями каменными проездными воротами. Симметричная композиция, сдержанный декор, выделенный рустом первый этаж, портик из шести коринфских пилястр, увенчанный треугольным фронтоном, — все это характерно для строгого «казаковского» классицизма. В тимпане (внутреннем поле) фронтона угадывается лепнина с аллегорическими фигурами и картушем по центру.
Фасад дома Талызиных. Из 4-го «Альбома партикулярных строений» М. Ф. Казакова
Пожить в своем новом имении богатый барин успел недолго — скончался в том же 1787 году. Усадьба перешла по наследству его сыну Степану Александровичу Талызину, который был вынужден продать ее в 1805 году из-за финансовых трудностей. Как раз при следующих владельцах, купцах Устиновых, после пожара 1812 года, господский дом подвергся первой значительной перестройке. Ее результат мы видим на акварели художника Василия Садовникова, выполненной примерно в 1820—1830-х годах.
В. Садовников. Усадьба Талызиных—Устиновых. Акварель, 1820—1830-е
Флигели были соединены с главным корпусом двухэтажными переходами, верхний уровень которых заняли лоджии в духе Итальянского Возрождения. Были расширены окна господского дома, появились дополнительный вход со стороны Воздвиженки и балкон второго этажа в центральной части. На рисунке заметны и не сохранившиеся лепные украшения между пилястр. В целом облик усадьбы стал более ампирным, что характерно для послепожарной Москвы.
Здание в 1889 году. Источник: pastvu.com
В 1845 году здание было передано Министерству финансов, в нем разместилось казначейство, лоджии были заложены, пропали балкон и лепнина. В 1890-х боковые части фасада надстроили третьим этажом, и постройка обрела свой нынешний облик. Со стороны внутреннего двора она также оформлена пилястровым коринфским портиком и рустованным первым этажом. Стоит признать, что сейчас фасад со стороны Воздвиженки выглядит более грузным, диспропорциональным и мрачным, чем в былые времена. Оживляет его разве что ампирный лепной растительный узор во фронтоне, обрамляющий картуш с гербом СССР, на месте которого, разумеется, изначально задумывался фамильный герб или инициалы владельца усадьбы.
Здание музея в наши дни. Иточник: m24.ru
Центральная часть фасада. Фото: Анна Быкова / «Вечерняя Москва»
Здание музея в наши дни. Фото: Владимир Дар
Деталь фасада. Фото: Владимир Дар
Здание музея со стороны двора. Источник: dzeninfa.ru
Зато внутри здания сохранились подлинные интерьеры с роскошными ампирными росписями и горельефами на античные сюжеты, мраморными колоннами и лепниной.
Детали интерьеров. Все фото: Владимир Дар
У автора рубрики есть телеграм-канал:
https://t.me/arkitekot
А также YouTube-канал об архитектурных достопримечательностях и не только:
https://www.youtube.com/@DmitryKotov
Есть ли особенности именно у этих зданий? Любопытно!
Жду публикаций)